Следует ли относить к рекламным расходам в целях исчисления налога на прибыль затраты на изготовление визиток для работников организации, где отражена информация о самой организации и оказываемых ею услугах?

Ответ: Затраты на изготовление визитных карточек для работников, содержащих информацию о самой организации и оказываемых ею услугах, можно отнести к рекламным расходам, если визитные карточки предназначены для распространения среди неопределенного круга лиц. В ином случае стоимость визитных карточек учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@)).

В данном случае визитные карточки содержат информацию об организации и оказываемых ею услугах. То есть такие карточки выполняют не только функцию представления личности работника и его контактной информации; визитные карточки содержат информацию об организации, которая обеспечивает формирование интереса к ней. И если визитные карточки распространяются среди неопределенного круга лиц, то есть находятся, например, на выставочном стенде, передаются вместе с рекламными проспектами и так далее, то затраты на их изготовление можно отнести к расходам на рекламу.

Таким образом, если визитные карточки содержат информацию об объекте рекламирования организации и распространяются среди неопределенного круга лиц, расходы на их изготовление в целях гл. 25 НК РФ относятся к рекламным расходам в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ и учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Такого же мнения придерживаются московские налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 N 20-12/102557) и суды (Постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3, ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/10953-10).

В связи с этим заметим, что если визитные карточки изготовлены в целях представления личности сотрудника и передаются только определенному кругу лиц, которых определяет владелец карточки, то расходы на изготовление таких карточек учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Е. В.Карсетская

Издательско-консалтинговая группа

"АйСи Групп"

12.03.2012