Об отсутствии оснований для применения ст. ст. 105.16 и 105.17 НК РФ в отношении сделок, которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2012 г. N 03-01-18/1-26
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ст. ст. 105.16 и 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Согласно ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Таким образом, если сделка не является контролируемой, то представление уведомления в отношении этой сделки не требуется. При этом условия признания сделок контролируемыми определены ст. 105.14 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 105.17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со ст. 105.16 Кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Вместе с тем Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ) устанавливает ряд переходных положений, определяющих особенности применения отдельных положений разд. V.1 Кодекса, в том числе ст. ст. 105.14, 105.16 и 105.17 Кодекса, в 2012 г.
Так, при признании контролируемыми сделок, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ предусмотрено применение суммового критерия, который в 2012 г. составляет 3 млрд руб.
При этом п. 7 ст. 4 Закона N 227-ФЗ определено, что положения ст. ст. 105.16 и 105.17 Кодекса применяются в 2012 г. только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превысит 100 млн руб.
Таким образом, если сделка не признается контролируемой в соответствии со ст. 105.14 Кодекса (например, в случае, когда сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок), указанным в пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, в 2012 г. не превышает 3 млрд руб., либо по каким-либо иным основаниям), положения ст. ст. 105.16 и 105.17 Кодекса в отношении таких сделок не применяются.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-01-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р. А.СААКЯН
11.03.2012