Вправе ли налоговый орган отказать конкурсному управляющему проверяемой организации в ознакомлении с материалами камеральной налоговой проверки организации на том основании, что материалы содержат налоговую тайну?
Ответ: Налоговый орган не вправе отказать конкурсному управляющему в представлении материалов камеральной налоговой проверки по причине наличия в них сведений, составляющих налоговую тайну, поскольку налогоплательщику предоставлено право на ознакомление с материалами налоговой проверки; при этом конкурсный управляющий также вправе знакомиться с материалами камеральной налоговой проверки.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно п. п. 2 и 4 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. В случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости - и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
На основании п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных данным Законом полномочий.
Пункт 2 ст. 126 Закона N 127-ФЗ устанавливает, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
На основании п. 1 ст. 129 Закона N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом.
Необходимо отметить, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, а также обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности (п. п. 1 и 2 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ).
Пункт 3 указанной статьи закрепляет, что арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.
На основании п. 4 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855, в случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.
Следовательно, исходя из анализа норм, регламентирующих правовое положение и деятельность конкурсного управляющего, конкурсный управляющий вправе знакомиться с материалами камеральной налоговой проверки организации, находящейся в процессе конкурсного производства.
Данный вывод поддерживает и ФАС Поволжского округа в Постановлении от 08.07.2013 N А55-24711/2012. Как указал суд, действия налогового органа в части отказа в предоставлении возможности ознакомиться с материалами камеральной налоговой проверки и в части отказа в предоставлении копий документов, полученных в ходе камеральной проверки, являются неправомерными, а довод налогового органа о недопустимости разглашения конфиденциальных сведений, являющихся налоговой тайной, обоснованно отклонен.
Аналогичной позиции придерживается ФАС Уральского округа в Постановлении от 31.10.2011 N Ф09-6378/11. Суд отклонил довод инспекции о том, что материалы не могут быть предоставлены для ознакомления налогоплательщику, поскольку содержат налоговую тайну. Как указал суд, в соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, а право налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки предусмотрено федеральным законом (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган не вправе отказать конкурсному управляющему в предоставлении материалов камеральной налоговой проверки по причине наличия в них сведений, составляющих налоговую тайну, поскольку налогоплательщику предоставлено право на ознакомление с материалами налоговой проверки; при этом конкурсный управляющий в силу своего статуса также вправе знакомиться с материалами камеральной налоговой проверки.
А. А.Болдырь
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
04.04.2014