Вправе ли управление ФНС России по субъекту Российской Федерации выполнять функции контроля за проведением налогового контроля в отношении крупнейшего налогоплательщика инспекцией ФНС России (налоговым органом по месту нахождения этой организации)?

Ответ: Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации вправе выполнять функции контроля за проведением налогового контроля в отношении крупнейшего налогоплательщика инспекцией ФНС России (налоговым органом по месту нахождения этой организации).

Обоснование: В Налоговом кодексе РФ понятия "управление ФНС России по субъекту Российской Федерации" и "инспекция ФНС России" не используются.

В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением, в частности, законодательства о налогах и сборах. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Вместе с тем НК РФ не предусмотрено возложение на один налоговый орган функций контроля за проведением другим налоговым органом налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятия "инспекция ФНС России" и "управление ФНС России по субъекту Российской Федерации" используются в Положении об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня и Положении об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, приведенных в Приложениях N 1 и N 5 (соответственно) к Приказу Минфина России от 09.08.2005 N 101н (далее - Приказ N 101н).

Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - инспекция) находится в непосредственном подчинении управления ФНС России по субъекту Российской Федерации и подконтрольна ФНС России и управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации (п. 1 Приложения N 1 к Приказу N 101н).

В свою очередь, понятие "крупнейший налогоплательщик" используется только в Положении о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, приведенном в Приложении N 2 к Приказу N 101н.

Вместе с тем согласно п. 8 Приказа МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях" (далее - Приказ N САЭ-3-30/290@) организации, относящиеся по Критериям отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (введены Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ (далее - Критерии)), к крупнейшим налогоплательщикам и подлежащие налоговому администрированию на федеральном уровне, до постановки на учет в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам подлежат налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а в случае отсутствия таковой - в налоговом органе по месту нахождения организации - крупнейшего налогоплательщика с возложением функций контроля за их налоговым администрированием на управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Организации - крупнейшие налогоплательщики, подлежащие налоговому администрированию на региональном уровне, расположенные в субъектах Российской Федерации, на территории которых не предусмотрено создание межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, подлежат налоговому администрированию в налоговом органе по месту нахождения организации - крупнейшего налогоплательщика с возложением контроля за их налоговым администрированием на управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (п. 9 Приказа N САЭ-3-30/290@).

Организации, деятельность которых состоит в управлении недвижимым имуществом или предоставлении коммунальных услуг и подпадающие под критерии, установленные разд. I Критериев, подлежат налоговому администрированию в налоговом органе по месту нахождения с возложением функций контроля за их налоговым администрированием на управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (п. 10 Приказа N САЭ-3-30/290@).

Учитывая изложенное, необходимо признать, что управление ФНС России по субъекту Российской Федерации вправе выполнять функции контроля за проведением инспекцией ФНС России (налоговым органом по месту нахождения этой организации) налогового контроля в отношении крупнейшего налогоплательщика.

С. А.Альферович

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

07.03.2012