Требуется ли регистрация в налоговых органах оборудования для считывания платежных карт аналогично регистрации контрольно-кассовой техники? Организация, оказывающая туристические услуги населению, предполагает работать без применения контрольно-кассовых машин, при этом использовать и выдавать бланки строгой отчетности по форме ТУР-1

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 6 марта 2012 г. N 17-15/019670

В ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) содержится конкретный перечень технических средств, относящихся к категории контрольно-кассовой техники (ККТ):

- контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью;

- электронно-вычислительные машины;

- программно-технические комплексы.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

Более конкретные технические и иные требования к контрольно-кассовой технике установлены Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 и принято в соответствии с условиями Закона N 54-ФЗ.

Следовательно, технические средства, не относящиеся к категории контрольно-кассовой техники (в рассматриваемом случае оборудование для считывания платежных карт), в соответствии с Законом N 54-ФЗ не подлежат регистрации в налоговых органах.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению такие услуги, для которых эти бланки утверждены приказами Минфина России.

Министерство финансов РФ Приказом от 09.07.2007 N 60н для оказания услуг в сфере туризма утвердило форму бланка строгой отчетности "Туристская путевка".

Следовательно, организация, осуществляющая туристскую деятельность, вправе производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, но только при условии оформления и выдачи документа строгой отчетности "Туристская путевка".

Соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими туристскую деятельность, порядка выдачи документа строгой отчетности "Туристская путевка" при осуществлении наличных денежных расчетов регламентируется Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

В Законе N 132-ФЗ установлено, что туристская путевка - это документ, который содержит условия путешествия и общую цену, а также подтверждает факт оплаты туристского продукта, является бланком строгой отчетности и неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Дополнительно сообщаем, что организации и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, несут административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Нарушение норм данной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

В. А.НОСЕНКОВ

06.03.2012