О порядке постановки крупнейших налогоплательщиков на учет в налоговых органах; о порядке контроля над трансфертным ценообразованием; о порядке уплаты налога на прибыль крупными организациями, образующими холдинги, а также о возможности распределения налога на прибыль указанными организациями, входящими в состав КГН

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 марта 2012 г. N 03-03-06/4/19

Министерство финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой рассмотрело обращения по вопросам налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, а также холдинговых структур в связи с применением ими трансфертного ценообразования и сообщает следующее.

Порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии со ст. 83 Кодекса определение порядка постановки на учет крупнейших налогоплательщиков отнесено к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

В целях реализации данного положения Кодекса Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н утверждены особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Согласно данному Приказу постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказами ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ и от 02.04.2010 N ММ-7-2/161@) (далее - Приказ) утверждены Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях.

Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410 (далее - Постановление), предусмотрено предоставление налоговыми органами в финансовые органы субъектов Российской Федерации и местных администраций информации в целом о начислениях, уплаченных суммах и суммах задолженности (с учетом структуры этой задолженности) по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение Постановления в финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований налоговыми органами ежемесячно направляется информационный массив о начисленных, уплаченных налогах и сборах, а также о сумме сложившейся задолженности по налогам, сборам, который необходим для планирования бюджетного процесса, составления и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Данный информационный массив содержит сведения обо всех налогоплательщиках, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, включая сведения о крупнейших налогоплательщиках, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях федерального уровня.

Статистическая налоговая отчетность по субъекту Российской Федерации, характеризующая размер поступивших и начисленных сумм налоговых платежей и сборов, а также сумм задолженности, формируется налоговыми органами на базе информации, полученной от территориальных налоговых органов, в том числе межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня (далее - МИ ФНС России по КН).

Вместе с тем информация направляется налоговыми органами без идентификации конкретных налогоплательщиков, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 102 Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, перечисленных в пп. 1 - 5 п. 1 ст. 102 Кодекса.

Таким образом, для планирования бюджетного процесса, прогноза составления и исполнения бюджетов все необходимые данные имеются как в финансовых органах субъекта Российской Федерации, так и в Управлении ФНС России.

В этой связи постановка на учет организаций в МИ ФНС России по КН не влечет изменения состава сведений, предоставляемых налоговыми органами органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом постановка на учет крупнейших налогоплательщиков в специализированных инспекциях федерального уровня способствует оптимизации налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, повышает эффективность налогового контроля и приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В этой связи представляется нецелесообразным передавать полномочия по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков на уровень управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Что касается вопросов трансфертного ценообразования, то контроль цен во внутрироссийских сделках призван обеспечить справедливое и экономически обоснованное распределение налоговой базы между регионами пропорционально тому вкладу в стоимость конечного продукта, который привнесли предприятия региона. Для этого при проведении функционального анализа роли каждого предприятия в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" необходимо руководствоваться объективными критериями, такими как: выполняемые сторонами сделки функции; риски, принимаемые каждым участником сделки; особенности рынка данного конкретного товара и т. д., - а не финансовыми интересами отдельного субъекта Федерации. Подобный объективный подход возможен только на уровне федерального органа государственной власти.

Более того, международный опыт показывает, что внедрение такого сложного инструмента, как контроль за ценами, требует применения единообразного методологического подхода, что может быть реализовано путем централизации данных функций на федеральном уровне.

Кроме того, доначисления по результатам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами предоставляют налогоплательщику право на проведение симметричных корректировок. Например, доначисление налогов ЗАО по контролируемым сделкам с его сбытовой организацией (ООО) предоставляет право ООО уменьшить свою налоговую базу и, соответственно, потребовать возврата налога из бюджета г. Москвы. Реализация функций по контролю за трансфертным ценообразованием на региональном уровне неминуемо приведет к серьезному конфликту интересов между различными субъектами Российской Федерации. Подобные межбюджетные противоречия могут крайне негативно сказаться и на деятельности налогоплательщиков, внося существенную нестабильность в налоговые правоотношения.

В то же время необходимо отметить, что управления ФНС России в соответствии с Кодексом являются активными участниками контроля за трансфертным ценообразованием. Именно территориальные налоговые органы, согласно п. 6 ст. 105.16 Кодекса, должны выявлять факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены налогоплательщиком, и направлять полученные ими сведения о таких сделках в ФНС России.

Что касается порядка налогового администрирования крупных организаций, образующих холдинги, то необходимо учитывать, что способы достижения результата предпринимательской деятельности налогоплательщики выбирают самостоятельно и по своему усмотрению. В полномочия налоговых органов входит лишь контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а не вменение им доходов исходя из собственного видения способов достижения налогоплательщиками экономического результата.

Необходимо отметить, что холдинг представляет собой совокупность (группу) юридических лиц.

При этом самостоятельными субъектами налоговых правоотношений являются именно юридические лица - участники холдинга, выступая налогоплательщиками и исполняя от своего имени предусмотренные законодательством обязанности.

Порядок уплаты организациями налога на прибыль регламентируется положениями гл. 25 Кодекса и, в частности, ст. ст. 286 и 288.

Налог на прибыль, подлежащий уплате в федеральный бюджет, исчисляется по ставке 2 процента и уплачивается по месту нахождения организации. Однако на налог, уплачиваемый в федеральный бюджет, приходится только 10 процентов от исчисленной суммы налога, 90 процентов исчисленной суммы налога уплачивается в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения организации, а также по месту нахождения ее обособленных подразделений (включая филиалы).

Распределение налога, подлежащего зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения и организацию (без входящих в нее обособленных подразделений).

Доля прибыли определяется исходя из удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества (основных средств) обособленного подразделения в указанных показателях в целом по налогоплательщику.

Таким образом, наибольшая сумма исчисленного налога уплачивается в бюджеты тех субъектов Российской Федерации, в которых создано большее число рабочих мест и находится производственная база.

Тем самым действующим законодательством реализован принцип уплаты налога в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту образования прибыли организаций.

Что касается предложения предусмотреть для организаций, входящих в состав холдингов, правила распределения налога на прибыль как для обособленных подразделений (п. 2 ст. 288 НК РФ), то в настоящий момент такая возможность уже реализована для тех предприятий холдинга, которые входят в состав консолидированной группы налогоплательщиков.

С 1 января 2012 г. вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" (далее - Закон) и связанные с возможностью консолидации взаимозависимых налогоплательщиков при уплате налога на прибыль.

В соответствии с положениями Закона консолидированной группой налогоплательщиков признается их добровольное объединение на основе договора в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного результата финансово-хозяйственной деятельности, без создания юридического лица. Объединяться в такую группу компаний могут налогоплательщики с высокой долей участия одной организации в другой (не менее 90%).

Таким образом, институт консолидации налогоплательщиков призван:

- снизить стимулы для применения участниками консолидированных групп трансфертных цен с целью минимизации налога на прибыль организаций;

- минимизировать отрицательные последствия, вызванные "перемещением" налоговой базы между субъектами Российской Федерации, когда крупными компаниями - участниками холдинговых структур создаются так называемые "центры прибыли".

Заместитель министра финансов

Российской Федерации

С. Д.ШАТАЛОВ

06.03.2012