По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель вынес решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения. Организация подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган
Вправе ли вышестоящий налоговый орган оставить апелляционную жалобу налогоплательщика без рассмотрения, в случае если она подписана лицом, полномочия которого подтверждены ксерокопией доверенности?
Ответ: С 3 августа 2013 г. Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 153-ФЗ) введена ст. 139.3 Налогового кодекса РФ, в которой приведен перечень случаев, когда апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган оставляется без рассмотрения. Одним из таких случаев является непредставление оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих полномочия представителя на ее подписание.
Полномочия представителя налогоплательщика-организации подтверждаются доверенностью, выдаваемой в установленном гражданским законодательством порядке, а именно оригиналом доверенности или ее заверенной копией. Приложенная к апелляционной жалобе ксерокопия доверенности не может быть рассмотрена как документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего жалобу, что является основанием для оставления ее без рассмотрения.
Обоснование: Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, должны быть рассмотрены:
- акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах;
- представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 указанной статьи).
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. В случае если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы. Это следует из п. 9 ст. 101 и ст. 101.2 НК РФ.
Право налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права, закреплено нормами ст. 137 НК РФ.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ).
При этом акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ. Исключением являются акты ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера ФНС России, действий или бездействия его должностных лиц (п. 2 указанной статьи).
В соответствии с п. 1 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 указанной статьи).
В п. 1 ст. 139.3 НК РФ, введенной с 3 августа 2013 г. Законом N 153-ФЗ, приведен перечень случаев, когда апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган оставляется без рассмотрения. Одним из них является случай непредставления оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих полномочия представителя на ее подписание (пп. 1 данного пункта).
При этом оставление жалобы без рассмотрения по данному основанию не препятствует повторному обращению лица с жалобой в установленные сроки (п. 3 указанной статьи).
В соответствии с п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу (ст. 185 Гражданского кодекса РФ).
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Таким образом, если представитель налогоплательщика подписал апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, к ней должен быть приложен оригинал доверенности или ее заверенная копия. Ксерокопия доверенности не может быть рассмотрена как документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего жалобу. Приложение такой копии к апелляционной жалобе является основанием для оставления жалобы без рассмотрения.
До вступления в силу Закона N 153-ФЗ по данному вопросу сложилась противоречивая судебная практика. Решение в пользу налогоплательщиков вынесено в Постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2012 по делу N А40-107176/11-99-462. В нем указано, что решение вышестоящего налогового органа о возврате апелляционной жалобы налогоплательщику без рассмотрения, если жалоба подписана лицом, полномочия которого подтверждены ксерокопией доверенности, является незаконным. Суд указал на то, что п. 2 ст. 140 НК РФ установлен закрытый перечень решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционных жалоб на решения нижестоящего налогового органа, которым право оставлять жалобы без рассмотрения или возвращать их по формальному основанию не предусматривается.
В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2009 N Ф03-7808/2009 по делу N А51-2623/2009, напротив, указано, что в случае подписания представителем налогоплательщика жалобы в вышестоящий налоговый орган к ней должны быть приложены оригинал доверенности или ее заверенная копия. В случае если к жалобе приложена незаверенная копия доверенности, такая жалоба оставляется без рассмотрения.
Т. И.Сивошенкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
04.04.2014