Вправе ли орган местного самоуправления дать разрешение коммерческой организации на установку рекламной конструкции с указанием наименования коммерческой организации и изображением стрелки, указывающей направление движения к ее месторасположению, на опоре знака, регулирующего дорожное движение?

Ответ: На основании разъяснений ФАС России орган местного самоуправления в рассматриваемой ситуации должен отказать организации в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, так как подобное размещение рекламы является неправомерным. Вместе с этим, по нашему мнению, органу местного самоуправления в рассматриваемой ситуации надлежит обратиться с соответствующим запросом в органы ФАС России и ГИБДД МВД России и принять решение на основании результатов данного согласования.

Обоснование: В силу п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 19 Закона N 38-ФЗ распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Согласно ч. 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 - 7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

На основании ч. 13 ст. 19 Закона N 38-ФЗ орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Часть 15 ст. 19 Закона N 38-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень оснований для принятия органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об отказе в выдаче разрешения (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2008 N Ф04-4537/2008(8648-А46-43) по делу N А46-13542/2007).

Среди указанных оснований нарушение требований ч. 3 ст. 19 Закона N 38-ФЗ не предусмотрено. При этом, по нашему мнению, сделать в подобной ситуации самостоятельный вывод о нарушении требований нормативных актов по безопасности движения транспорта (п. 3 ч. 15 ст. 19 Закона N 38-ФЗ) орган местного самоуправления не вправе. Такой вывод может быть сделан только в результате согласования с органом, уполномоченным на осуществление контроля за безопасностью дорожного движения, - ГИБДД МВД России.

ФАС России в Письме от 01.12.2011 N АК/44573 отмечает, что несмотря на наличие возможности размещения рекламы на дорожных знаках, закрепленной в ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст), подлежит применению запрет на размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, установленный в Законе N 38-ФЗ.

В соответствии со ст. 19 Закона N 38-ФЗ на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается, в частности, размещение информации о наименовании юридического лица, индивидуального предпринимателя или названии торгового предприятия данного лица, независимо от указания или неуказания также профиля деятельности данного лица, контактной информации, производимых или реализуемых товаров, иных сведений. При этом ФАС России обращает внимание на то, что указание исключительно на профиль деятельности организации "Аптека", "Супермаркет", "Салон красоты" (то есть без указания обозначения, индивидуализирующего данную организацию, - наименования, товарного знака), в том числе с указанием направления движения к данным объектам, не подпадает под понятие рекламы, и размещение такой информации на опорах знаков дорожного движения ст. 19 Закона N 38-ФЗ не запрещает.

Таким образом, орган местного самоуправления в рассматриваемой ситуации должен отказать организации в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, так как подобное размещение рекламы является неправомерным. Вместе с этим, по нашему мнению, тот факт, что в перечне оснований для отказа отсутствует нарушение требований ч. 3 ст. 19 Закона N 38-ФЗ, отказ на этом основании может явиться причиной судебных разбирательств с лицами, заинтересованными в установке рекламных конструкций, а в случае выдачи разрешения - основанием для претензий со стороны антимонопольного органа.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, органу местного самоуправления в рассматриваемой ситуации надлежит в порядке согласования разрешения, установленного ч. 13 ст. 19 Закона N 38-ФЗ, обратиться с соответствующим запросом в органы ФАС России и ГИБДД МВД России и принять решение на основании результатов данного согласования.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

06.03.2012