С 01.01.2012 налогоплательщики, использующие право на применение коэффициента 1,5, должны будут по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования, представлять в инспекцию вместе с налоговой декларацией отчет о выполнении НИОКР (отдельного этапа работы) (п. 8 ст. 262 НК РФ)
Отчет о выполнении НИОКР должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов (ГОСТ 7.32-2001 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления", введен Постановлением Госстандарта России от 04.09.2001 N 367-ст).
Согласно п. 6.10.1 ГОСТ 7.32-2001 на титульном листе отчета указывается номер государственной регистрации НИОКР.
Обязательной государственной регистрации подлежат все открытые НИОКР, выполняемые организациями РФ независимо от их организационно-правовых форм (п. 1.2 Положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утв. Приказом Миннауки России от 17.11.1997 N 125, далее - Положение о регистрации).
Пункт 1.4 Положения о регистрации ограничивает НИОКР, подлежащие регистрации, работами, которые не содержат информацию с ограниченным доступом, т. е. в том числе не содержат сведений, составляющих государственную, служебную и (или) коммерческую тайну.
При этом право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации, за исключением сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ НИОКР не входит в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Таким образом, в настоящее время государственная регистрация НИОКР, содержащих сведения государственной, служебной и (или) коммерческой тайны, не осуществляется.
Вправе ли налогоплательщики, имеющие отчеты о выполненных НИОКР (отдельного этапа работы), содержащие сведения о государственной, служебной и (или) коммерческой тайне, применять коэффициент 1,5 к фактическим затратам на НИОКР, если на титульном листе отчета о выполненных НИОКР (отдельном этапе работ) отсутствует номер государственной регистрации НИОКР, в случаях, когда законодательством не предусмотрена государственная регистрация НИОКР?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 2012 г. N 03-03-06/1/119
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке признания расходов на НИОКР и сообщает.
Порядок учета при налогообложении налогом на прибыль организаций расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки установлен ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс.
Согласно п. п. 7 - 8 ст. 262 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
Налогоплательщик, использующий указанное право, представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ), отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
Отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) представляется налогоплательщиком в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы). Отчет должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов. Постановлением Госстандарта России от 04.09.2001 N 367-ст с 1 июля 2002 г. введен ГОСТ 7.32-2001 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления".
Согласно ГОСТ 7.32-2001 отчет о НИР - научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и (или) результаты научного исследования.
Структурными элементами отчета о НИР являются:
- ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ;
- СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ;
- РЕФЕРАТ;
- содержание;
- определения;
- обозначения и сокращения;
- ВВЕДЕНИЕ;
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ;
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ;
- список использованных источников;
- приложения.
При этом часть структурных элементов являются обязательными (ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, РЕФЕРАТ, ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ), остальные структурные элементы включают в отчет по усмотрению исполнителя НИР.
При этом из Кодекса не следует необходимость соблюдения требований к содержанию структурных элементов отчета и правилам его оформления.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, отсутствие на титульном листе представленного в налоговый орган отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) номера государственной регистрации работы, которая содержит информацию с ограниченным доступом, не препятствует использованию налогоплательщиком права на учет расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.
Обязанность представления отчета установлена Кодексом в отношении расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, начатые с 1 января 2012 г.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
05.03.2012