Организация в сентябре 2013 г. обратилась в арбитражный суд с исковыми требованиями об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости, в связи с утверждением в 2011 г. результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в субъекте РФ по состоянию на 01.01.2011. Однако 30.11.2013 в субъекте РФ утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013. На 30.11.2013 решение арбитражного суда еще не было вынесено. Правомерны ли требования организации об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости, применительно к результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в 2011 г., по состоянию на 01.01.2011?

Ответ: По нашему мнению, правомерно требование организации об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости, применительно к результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в 2011 г., по состоянию на 01.01.2011, если 30.11.2013 в субъекте РФ утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013. Вместе с тем в судебной практике имеется и противоположная позиция.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ч. 2 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 разъяснено, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Федеральный закон N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения Федерального закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Требования к отчету об определении кадастровой стоимости, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382).

Также Президиум ВАС РФ указал, что неправомерны требования организации об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, установленной в 2008 г. по состоянию на 01.01.2008, если в 2012 г. утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01.01.2012.

В судебных актах нижестоящих судов также поддерживается позиция о невозможности установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую утверждены результаты предыдущей государственной кадастровой оценки, при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной более поздним актом (Постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А36-380/2013 и ФАС Северо-Западного округа от 04.12.2013 по делу N А13-2174/2013, в отношении которого Определением ВАС РФ от 14.03.2014 N 3355/14 принято к производству заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора).

Отметим, что в судебной практике имеется и противоположная позиция. В Постановлении ФАС Уральского округа от 24.09.2013 N Ф09-8377/13 по делу N А60-48508/2012 указано, что внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать землепользователя права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.

В Постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 N 17АП-10854/2013-ГК по делу N А60-17291/2013, от 18.10.2013 N 17АП-10835/2013-ГК по делу N А60-18415/2013, от 18.10.2013 N 17АП-10797/2013-ГК по делу N А60-17261/2013 указано, что законодательство не содержит запрета на изменение сведений, носящих статус архивных (но подлежащих применению). Невозможность технически внести такие сведения не может быть основанием для неисполнения решения суда.

По нашему мнению, правомерно требование организации об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости, применительно к результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в 2011 г. по состоянию на 01.01.2011, если 30.11.2013 в субъекте РФ утверждены результаты новой оценки по состоянию на 01.01.2013. Данные сведения, являясь архивными, подлежат применению в период до утверждения результатов новой оценки. Вместе с тем в судебной практике имеется и противоположная позиция.

Н. Б.Тихонова

ООО "Эксперт-право"

04.04.2014