Региональным органом ФСФР России (РО ФСФР России) осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг. Решением о выпуске предусмотрена оплата акций организации безналичными денежными средствами через соответствующий расчетный счет в банке. Однако по соглашению акционеров и организации оплата акций была произведена через другой расчетный счет

РО ФСФР России была проведена проверка соблюдения организацией процедуры эмиссии ценных бумаг, в ходе которой был установлен факт несоблюдения требований решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, выразившийся в перечислении оплаты приобретенных акций общества на другой расчетный счет (не на тот, который был указан в решении).

По результатам проверки организация была привлечена к административной ответственности по ст. 15.17 КоАП РФ.

Организация не согласилась с привлечением к административной ответственности, указав, что несоблюдение условий решения о дополнительном выпуске ценных бумаг является административным правонарушением, однако, учитывая то, что оплата была перечислена на другой расчетный счет по соглашению между организацией и акционерами, данное правонарушение является малозначительным, кроме того, данное правонарушение не влечет угрозу общественным отношениям.

Правомерна ли позиция организации?

Ответ: По нашему мнению, с учетом судебной практики позиция организации, заключающаяся в том, что несоблюдение условий решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, выразившееся в перечислении платы за акции на другой расчетный счет по соглашению между организацией и акционерами, является малозначительным правонарушением, правомерна, так как данное правонарушение не влечет угрозу общественным отношениям.

Обоснование: В силу ст. 15.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Статьей 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) установлено, что под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Законом N 39-ФЗ последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Акцией является эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

В силу п. 1 ст. 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено Законом N 39-ФЗ и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Согласно ст. 17 Закона N 39-ФЗ решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг должно содержать в том числе условия размещений ценных бумаг. При государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг на каждом экземпляре решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг делается отметка о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и указывается присвоенный выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг государственный регистрационный номер.

Согласно п. 2.5.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), размещение ценных бумаг включает: совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам; внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг), либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением); выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения).

Пунктом 2.5.2 Стандартов установлено, что размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного (определенного) в соответствии с порядком, установленным в зарегистрированном решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, который не может превышать одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг осуществляется в порядке и на условиях, установленных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

В рассматриваемой ситуации организацией не было соблюдено требование решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, выразившееся в перечислении оплаты приобретенных акций общества на другой расчетный счет (не на тот, который был указан в решении), в связи с чем организация правомерно была привлечена к административной ответственности.

Однако организация ссылается на то, что оплата была перечислена на другой расчетный счет по соглашению между организацией и акционерами, в связи с чем данное правонарушение является малозначительным, кроме того, данное правонарушение не влечет угрозу общественным отношениям.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 установлено, что возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Таким образом, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 вопрос о малозначительности в каждом конкретном случае решается судом.

Следовательно, исходя из того что денежные средства были перечислены на другой расчетный счет по соглашению между организацией и акционерами и данное правонарушение не повлекло угрозы общественным отношениям, по нашему мнению, данное правонарушение можно признать малозначительным (см. также Постановление ФАС Уральского округа от 24.01.2011 N Ф09-11226/10-С1).

Таким образом, по нашему мнению, позиция организации является правомерной.

Е. Ю.Сысоева

ООО "Инвестиционно-консалтинговый центр"

01.03.2012