Индивидуальным предпринимателем направлено в адрес миграционной службы уведомление о заключении договора и привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина (пребывание в РФ которого не требует получения визы) на определенный срок. Имеются ли правовые основания для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, за неуведомление миграционной службы о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации такого иностранного гражданина в случае заключения с ним дополнительного соглашения о продлении срока действия трудового договора на неопределенный срок?

Ответ: В случае уведомления индивидуальным предпринимателем миграционной службы о заключении договора и привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, отсутствует необходимость повторного уведомления миграционной службы РФ в случае, если между индивидуальным предпринимателем и иностранным работником заключено дополнительное соглашение о продлении срока действия трудового договора на неопределенный срок, а следовательно, при указанных обстоятельствах отсутствует событие административного нарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно п. 9 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее - Порядок), устанавливает, что работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - орган службы занятости населения).

Уведомление представляется уведомителем либо его законным представителем непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган службы занятости населения или направляется почтовым отправлением в указанные органы через организацию федеральной почтовой связи в соответствии с настоящим Порядком (п. 6 Порядка).

Невыполнение вышеуказанных требований является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

В примечании к ст. 18.15 КоАП РФ указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Ввиду того что индивидуальным предпринимателем, привлекшим к трудовой деятельности иностранного гражданина, пребывание в РФ которого не требует получения визы, направлено в адрес миграционной службы уведомление о заключении договора и привлечении иностранного гражданина, заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия трудового договора не порождает обязанности работодателя по повторному уведомлению миграционной службы (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2011 по делу N А56-48587/2010, от 07.06.2011 по делу N А56-48609/2010, ФАС Поволжского округа от 23.04.2009 по делу N А55-19557/2008).

Указанные судебные решения были основаны на нормах Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 183 (далее - Правила), утративших силу с момента вступления в силу нового Порядка. Однако, по нашему мнению, данная судебная практика применима и в настоящее время, так как нормы действующего Порядка аналогичны указанным Правилам.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

29.02.2012