ООО заключило с материнской компанией лицензионный договор на пять лет на получение неисключительных прав на товарный знак. Лицензионный договор в настоящее время находится на регистрации. ООО планирует воспользоваться данным товарным знаком в рекламных кампаниях своих услуг, а также как элементом фирменного стиля. При этом основной целью рекламных кампаний является позиционирование бренда (позиционирование логотипа) как поставщика финансовых услуг, оказываемых ООО, при этом наименование самого ООО в рекламе не указывается
Согласно лицензионному договору ООО передается неисключительное право пользования товарным знаком. За использование товарного знака договором предусмотрены лицензионные платежи.
Использование товарного знака - важная составляющая маркетинга. На рынок выводится бренд, который необходимо поддерживать, а именно проводить рекламную кампанию, "раскручивать", поддерживать качество услуг.
Рекламные мероприятия, в том числе через средства массовой информации, направлены на ознакомление неопределенного круга потенциальных клиентов с брендом, на создание благоприятного имиджа этого бренда, на привлечение внимания к финансовым услугам, поставщиком которых является ООО.
Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Для целей налогообложения суммы периодических платежей по лицензионным договорам признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав таких расходов включены расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика.
Эти расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль с учетом правила, установленного в п. 4 ст. 264 НК РФ.
В п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях налогообложения относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
Налоговое законодательство не ставит возможность включать затраты в состав расходов в зависимость от вида рекламы или способов рекламирования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридической лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний. Объектом рекламирования признаются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Из этого следует, что рекламой является по сути деятельность по распространению некой информации; эта информация должна не иметь заранее конкретно определенного адресата; ее цель - привлечение внимания к объекту рекламирования, поэтому основным признаком рекламы является то, что эта деятельность касается объекта рекламирования. Таким образом, Закон N 38-ФЗ не содержит определения понятия "неопределенный круг лиц". При этом из Письма ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 следует, что под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
ФАС Московского округа в Постановлении от 11.03.2009 N КА-А40/1269-09 отметил, что с точки зрения маркетинговых стратегий реклама всегда адресна, т. е. предназначена для некоторого круга потребителей, определенного по признаку возраста, пола, социального и материального положения и т. п., но с точки зрения распространения рекламы она не должна иметь конкретного адресата и должна быть легко доступной любому потребителю.
Объектом рекламных кампаний ООО, как было уже указано выше, является бренд.
Из вышеизложенного следует, что затраты на периодические лицензионные платежи и на проведение рекламных кампаний бренда без указания поставщика услуг могут быть учтены при налогообложении налогом на прибыль организаций.
Таким образом, ООО вправе учитывать при исчислении налога на прибыль:
- расходы в виде суммы лицензионных платежей за использование товарного знака в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией;
- расходы на проведение рекламных кампаний с использованием бренда без указания поставщика услуг в составе расходов на рекламу.
Правомерна ли позиция ООО?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/110
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения расходов, возникающих в связи с приобретением неисключительного права пользования товарным знаком, и сообщает следующее.
На основании п. 1 ст. 1489 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.
Пунктами 1 и 2 ст. 1484 ГК РФ предусмотрено, что под использованием товарного знака следует понимать размещение товарного знака:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию России;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, которая направлена на получение дохода.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно пп. 37 п. 1 ст. 264 Кодекса относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
Таким образом, расходы организации, связанные с уплатой периодических платежей за право пользования товарным знаком, могут быть учтены в составе налоговой базы по налогу на прибыль, если товарный знак используется лицензиатом в соответствии с положениями ст. 1484 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
Пунктом 4 ст. 264 Кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы, поименованные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса.
На основании положений абз. 5 п. 4 ст. 264 Кодекса расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
Учитывая изложенное, затраты на проведение рекламных кампаний с использованием товарного знака, в отношении которого организация обладает неисключительным правом, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия ст. 252 Кодекса, а также при соблюдении условий, установленных Законом N 38-ФЗ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
29.02.2012