Как победителю в запросе котировок, проведенном федеральным государственным учреждением - заказчиком, организации в установленный срок были высланы протокол размещения и оценки котировочных заявок и проект муниципального контракта. Организация своевременно подписала контракт, но направила его в адрес заказчика после истечения установленного законом срока

Правомерно ли в данной ситуации включение антимонопольным органом организации в реестр недобросовестных поставщиков?

Ответ: Суды по рассматриваемому вопросу не имеют однозначной позиции. Таким образом, можно сделать вывод, что при решении вопроса о правомерности включения организации - победителя в проведении запроса котировок в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем что она нарушила срок, установленный Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) для представления заказчику подписанного контракта, помимо факта несвоевременного направления подписанного контракта заказчику важную роль играют обстоятельства, послужившие причиной нарушения установленного срока, так как факт несвоевременного направления организацией-победителем подписанного контракта, по мнению некоторых судов, не может рассматриваться в качестве безусловного основания для признания такого лица уклонившимся от заключения контракта.

Таким образом, организации-победителю, очевидно, придется доказывать свою позицию в суде.

Обоснование: Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом N 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ, представляет собой действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

Без проведения торгов размещение заказа может осуществляться в том числе и путем запроса котировок согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона N 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Нормой п. 11 ст. 43 Закона N 94-ФЗ установлено, что запрос котировок должен содержать в том числе срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок, в соответствии с ч. 4 ст. 47 Закона N 94-ФЗ, оформляются протоколом. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.

Часть 7.1 ст. 47 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.

Согласно ч. 6 ст. 47 Закона N 94-ФЗ, в случае если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Частью 3.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, заказчиком не позднее одного рабочего дня после дня установления факта уклонения победителя от заключения контракта с участником размещения заказа составляется протокол об отказе от заключения контракта.

Нормы ст. 19 Закона N 94-ФЗ устанавливают порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Так, ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которым является Федеральная антимонопольная служба.

Частью 2 ст. 19 Закона N 94-ФЗ установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения в том числе и об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта.

В соответствии с положениями ч. 8 ст. 19 Закона N 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.

Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292 утверждено Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Положение), в соответствии с п. 7 которого в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее трех дней с даты заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством РФ в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган в том числе и документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.

Пунктом 12 Положения установлено, что в случае непредставления заказчиком документов, свидетельствующих об отказе победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта, уполномоченный орган в течение десяти дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта победителя в проведении запроса котировок.

Таким образом, для подписания контракта победителем в проведении запроса котировок законодательством установлены определенные сроки, нарушение которых может свидетельствовать об уклонении победителя от заключения контракта, что, в свою очередь, может повлечь включение данного победителя в реестр недобросовестных поставщиков. Для включения данного участника размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган должен осуществить проверку факта уклонения от заключения контракта победителем в проведении запроса котировок. Сведения о победителе в проведении запроса котировок размещаются в реестре недобросовестных поставщиков только в случае подтверждения факта его уклонения от заключения контракта.

На практике арбитражные суды, помимо установления факта уклонения от заключения контракта, также исследуют обстоятельства, послужившие причиной пропуска срока подписания контракта.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.11.2011 N А27-2747/2011 установил, что при признании организации уклонившейся от заключения государственного контракта уполномоченный орган ограничился лишь констатацией факта несвоевременного направления контракта без выяснения наличия обстоятельств, подтверждающих факт отказа организации от заключения государственного контракта. Представление организацией подписанного проекта контракта с нарушением установленного срока на 1 час 52 минуты при отсутствии иных обстоятельств, свидетельствующих об уклонении участника от заключения государственного контракта, не может являться безусловным основанием для включения организации в реестр недобросовестных поставщиков.

ФАС Северо-Кавказского округа при рассмотрения дела, согласно материалам которого контракт был подписан организацией вовремя, но отправлен ею и получен заказчиком за пределами срока, установленного Законом N 94-ФЗ, в Постановлении от 09.09.2011 N А53-25918/2010 установил, что государственный контракт организация направила учреждению-заказчику до истечения двадцати дней, предусмотренных ч. 7.1 ст. 47 Закона N 94-ФЗ, организация подписала данный контракт в установленный законодательством срок и в срок, определенный в извещении о проведении запроса котировок. Несмотря на то что подписанный организацией контракт получен учреждением позже срока, определенного для подписания муниципального контракта в извещении о проведении запроса котировок, указанное обстоятельство не является основанием для признания общества уклонившимся от заключения государственного контракта. Суд принял во внимание удаленность учреждения-заказчика и организации друг от друга. Кроме этого, указанный в извещении срок подписания контракта не является разумным, поскольку определенный заказчиком срок в один - первый день начала исчисления срока подписания контракта является неисполнимым, за один день подписать и представить контракт невозможно, учитывая территориальную отдаленность организации и учреждения-заказчика.

Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 12.11.2009 N А60-35126/2009-С1 придерживается другой позиции. Судом установлено, что, несмотря на своевременное подписание контракта организацией - победителем в проведении запроса котировок, фактически контракт передан заказчику с нарушением установленного срока. В случае нарушения победителем запроса котировок срока передачи контракта заказчику контракт считается незаключенным, а победитель - уклонившимся от заключения контракта на основании ст. ст. 9, 19, 47 Закона N 94-ФЗ. В связи с тем что организация-победитель доказательств обратного не представила, арбитражный суд счел ее уклонившейся от заключения контракта.

Учитывая, что суды по рассматриваемому вопросу однозначной позиции не имеют, можно сделать вывод, что при решении вопроса о правомерности включения организации - победителя в проведении запроса котировок в реестр недобросовестных поставщиков помимо факта несвоевременного направления подписанного контракта заказчику важную роль играют обстоятельства, послужившие причиной нарушения установленного срока, так как факт несвоевременного направления организацией-победителем подписанного контракта не может рассматриваться в качестве безусловного основания для признания такого лица уклонившимся от заключения контракта.

Таким образом, организации-победителю, очевидно, придется доказывать свою позицию в суде.

В. А.Любимова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.02.2012