Регулирование авторского права законодательством северо-американских штатов

(Татарникова А. А.) ("Гражданское право", 2006, N 3) Текст документа

РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИХ ШТАТОВ

А. А. ТАТАРНИКОВА

Татарникова А. А., аспирант кафедры истории государства и права зарубежных стран МГЮА.

В основе американского права в XVII в. лежали английские законы и общее право, однако колонисты следовали этой модели только тогда, когда это отвечало их собственным интересам. По мнению Поля С. Рейнча, длительное время после переселения колонисты пользовались своим собственным правом <1>. Чарльз Дж. Хилки также полагал, что в колониях развивалась в значительной мере оригинальная собственная правовая система <2>. Юлиус Гебель-младший, предложивший еще одно объяснение природы колониального права, считал, что колониальное право было основано на английских местных законах <3>. -------------------------------- <1> См.: Солберг У. Роль права в ранней американской истории. В кн.: Исторический образ Америки: материалы международной научной конференции. М., 1994. С. 45. <2> Там же. <3> Там же.

Необходимо помнить о том, что потребность в правовом регулировании тех или иных отношений появляется тогда, когда общество признает их важность и неоспоримое влияние на развитие общества. Осознанию значимости придания правовой формы общественным отношениям способствует понимание экономической, политической, социальной ситуаций в стране. Вышеизложенное нашло свое отражение и в развитии американского авторского права. Так как первый английский закон об авторском праве был принят только в 1710 г. (Статут Анны - Statute of Anne), то соответственно у колонистов не было никакой законодательной базы для регулирования отношений в данной области, следовательно, в колониальной Америке авторское право законом не охранялось. Однако новая нация сразу признала необходимость правового регулирования и закрепления средств защиты произведений. После образования первых колоний (1607 г.) в США существовал единственный центр книгопечатания, который находился в Кембридже (Cambridge), колония Массачусетс (Massachusetts), где в 1639 г. была опубликована первая книга, изданная в колониях. В других колониях свободное книгопечатание было запрещено. В 1672 г. Законодательное собрание колонии Массачусетс рассмотрело заявление издателя Джона Ашера (John Usher), в котором он просил защитить его в правовом порядке от пиратства (незаконного производства и использования в различных целях копий произведения) и предоставить монополию на издание его "Книги Основных Прав и Свобод" ("The Book of General Laws and Liberties"). Собрание, рассмотрев данное заявление 15 мая 1672 г., пришло к выводу о необходимости предоставления патента на книгопечатание, в котором закреплялось, что "ни один издатель не будет иметь права издавать больше тех копий, в отношении которых получено согласие автора и в соответствии с количеством которых автору выплачено вознаграждение" <4>. -------------------------------- <4> Copyright Law and Practice by William F. Patry. Copyright 1994, 2000 by The Bureau of National Affairs, Inc. Reprinted with permission // http://digital-law-online. info/patry/patry3.php (последнее посещение - 21 февраля 2006 г.).

Таким образом, еще в колониальный период в Северной Америке получила повсеместное развитие практика издания законодательными органами колоний, а затем и штатов (после 1776 г.) частных актов, которые являлись результатом рассмотрения заявлений лиц, обращавшихся за защитой своих авторских прав. В 1710 г. был принят первый английский Закон об авторском праве, который был нацелен в первую очередь на защиту сложившихся производственных отношений, а не личных прав автора. Однако колонисты при разрешении вопросов в области авторского права, а также при принятии частных актов стали руководствоваться данным Законом. Принятие в 1776 г. Декларации независимости оживило проблему преемственности законов. Но каков бы ни был метод решения проблемы, штаты по собственному выбору определяли, что именно они готовы воспринять. Не существовало объективных критериев для определения того, какая часть общего права и английских законов остается в силе. 6 января 1783 г. Джон Ледъярд (John Ledyard), автор книги "Журнал капитана Кука: последнее путешествие в Тихом Океане" ("A Journal of Captain Cook's Last Voyage to the Pacific Ocean"), обратился в Генеральную Ассамблею штата Коннектикут (Connecticut) за законодательной защитой своего авторского права. 29 января 1783 г. Генеральная Ассамблея, вместо того чтобы принять частный закон в отношении Ледъярда, издала первый Закон об авторском праве "О поддержке развития литературного творчества и поощрении авторов произведений" ("An act for the encouragement of literature and genius") <5>. Этот Закон предусматривал законодательную защиту авторского права не только авторов штата Коннектикут, но и авторов других штатов, однако в Законе было закреплено положение, согласно которому подобная защита могла быть предоставлена только в том случае, если другие штаты примут аналогичные законы. Штаты Массачусетс, Джорджия (Georgia), Мериленд (Maryland), Нью-Йорк (New York), Нью-Гемпшир (New Hampshire), Северная Каролина (North Carolina), Южная Каролина (South Carolina), Пенсильвания (Pennsylvania), Нью-Джерси (New Jersey), Виргиния (Virginia) и Род-Айленд (Rhode Island) приняли законы о взаимной защите. В законах данных штатов предусматривалось положение о том, что они не вступят в силу, пока все штаты не примут такие же законы. Штат Делавер (Delaware) был единственным, который не принял своего закона об авторском праве. Таким образом, Закон штата Коннектикут создал своего рода законодательный прецедент. -------------------------------- <5> Copyright Law and Practice by William F. Patry. Copyright 1994, 2000 by The Bureau of National Affairs, Inc. Reprinted with permission // http://digital-law-online. info/patry/patry3.php (последнее посещение - 21 февраля 2006 г.).

В преамбулах законов штатов содержатся положения о цели авторского права, необходимости его существования и правовой теории, на которой оно основано. Положения, содержащиеся в преамбулах, имеют особую ценность, так как помогают при толковании законов определить концепцию авторского права, которой придерживались составители законов. Целью авторского права согласно этим преамбулам была охрана выгоды автора; причиной, вызвавшей его к жизни, являлись поддержка и поощрение авторов в создании произведений и как следствие - развитие образования; основной теорией, на которой основывалось авторское право, признавалась теория авторского права как права автора. Существенным представляется то, что в законах штатов не был решен вопрос относительно защиты неопубликованных работ. Исключение составляли законы штатов Коннектикут и Нью-Йорк, которые закрепляли защиту таких работ, однако в них не указывались сроки защиты подобных произведений. На наш взгляд, данное явление можно объяснить тем, что при принятии первых законов, регулирующих авторское право на уровне штатов, данная область американского права еще не была развита в достаточной степени. К тому же нельзя забывать и о том, что американская теория авторского права на стадии своего зарождения имела в своем основании английскую доктрину, согласно которой авторское право являлось прежде всего правом издателя и, следовательно, в первую очередь защите подлежали коммерческие интересы. Согласно законам штатов об авторском праве законодательная защита предоставлялась только гражданам США и исключительно в отношении произведений, которые ранее (до принятия данных законов) не были опубликованы. Срок защиты по общему правилу составлял 14 лет с момента первой публикации и мог быть продлен еще на 14 лет в случае, если по окончании первого срока автор был еще жив. Исключение составляли законы штатов Род-Айленд и Виргиния, которые предусматривали защиту авторского права в течение 21 года, а также закон штата Нью-Гемпшир, согласно которому авторское право подлежало защите в течение 20 лет. Следует отметить, что только семь законов закрепляли возможность пролонгации срока защиты авторского права. Помимо концепции, закрепленной в преамбулах к законам штатов, существовало еще несколько подходов к определению природы американского авторского права. Их определение и разграничение является очень важным вопросом, поэтому необходимо рассмотреть их подробнее в целях определения главной доктрины. Доминирующей теорией, закрепленной в законах штатов, была теория авторского права как права автора. Кроме законов штатов Южная Каролина и Виргиния в актах об авторском праве специально не предусматривалась возможность возникновения авторского права только у покупателя копии работы (у автора), то есть издателя. Лицом, которое наделялось авторским правом, был автор, а также его наследники и правопреемники, в закон штата Мериленд включались также душеприказчики и опекуны. То есть с точки зрения буквального толкования справедливо говорить о том, что авторское право было предоставлено только автору (а не издателю). Это далее определяется наличием в некоторых законах условий о возможности продления срока защиты произведений, которая предоставлялась только автору, если к моменту окончания первого срока защиты он был еще жив, либо его наследникам или правопреемникам. Однако в этих же законах авторское право закреплялось также за лицами, которые приобрели копию работы или ее часть "для того, чтобы печатать или перепечатывать их", от прежнего автора к моменту принятия законов. Таким образом, законы штатов Южная Каролина и Виргиния не являются действительными исключениями в плане предоставления авторского права лицам, хотя и не создавшим своим трудом какое-либо произведение, однако к моменту принятия законов обладавшим правами на него, вследствие чего имевшим возможность получить законодательную защиту в том же объеме, который был предоставлен авторам. Помимо главной концепции в законах штатов нашли свое отражение и другие теории. О существовании теории авторского права как законодательной привилегии свидетельствует закрепление обеспечения того, что никто не может получить выгоду до тех пор, пока не зарегистрирует заголовок произведения или пока не опубликует работу с обозначением имени автора. Что касается теории предоставления монополии в обладании эксклюзивными правами на работу, то все законы ограничивали срок защиты авторского права, а пять из них - в штатах Коннектикут, Южная Каролина, Северная Каролина, Джорджия и Нью-Йорк - содержали условия о контроле за ценами, потому что представлялось необходимым "для поддержки развития образования то, чтобы жители данного штата были снабжены полезными книгами по разумным ценам" <6>. Данные положения подтверждают также отражение в законах штатов теории авторского права как средства поддержки образования. -------------------------------- <6> См.: Patterson, Lyman Ray. Copyright in historical perspective. Nashville, Vanderbite university press, 1968. P. 189.

Главной проблемой при анализе законов штатов является объяснение того, как три другие теории могут быть соотнесены с концепцией авторского права как права, предоставленного только автору, для того чтобы достичь гармонии в доктрине авторского права. Однако, перед тем как перейти к рассмотрению данной проблемы, необходимо ответить еще на два вопроса: какие именно права автора были закреплены в законах штатов и было ли законодательное авторское право только подтверждением части прав автора или оно создало и включило в себя все права автора? Преамбулы законов штатов в качестве основной цели охраны авторского права определяют получение выгоды, полученной от реализации работ автора. Автор имел право печатать, публиковать и продавать свои работы, следствием чего было то, что никто более не мог напечатать работу, охраняемую авторским правом, без разрешения правообладателя. Более важным, однако, является то, что три закона (Коннектикут, Джорджия и Нью-Йорк) специально предусматривали следующее: "Ничто в этом акте не будет направлено на то, чтобы каким-либо образом нанести ущерб, причинить вред правам или подтвердить права, которые любое лицо может иметь на печатание или опубликование любой книги, брошюры, карты или схемы, по общему праву, в случаях, не упомянутых в этом законе..." <7> Данное условие, очевидно, было основано на ч. 9 Статута Анны 1710 г., которая была направлена на то, чтобы оберегать право печатания. Закрепление таких условий является показателем признания того, что автор мог также иметь права, возникающие на основании общего права, то есть права, не защищаемые законами штатов. К тому же право автора охранять свою выгоду основывалось на теории естественных прав. -------------------------------- <7> US. Library of congress. Copyright enactments of the United States 1783 - 1906. Cond. by T. Solberg. Washington, 1906. P. 25.

Одним из важных моментов, на котором стоит остановиться при анализе законодательства штатов об авторском праве, является вопрос, почему законы штатов об авторском праве закрепили только защиту части авторских прав, оставляя возможность обращения к общему праву в случае отсутствия законодательного регулирования тех или иных отношений или закрепления прав автора. Ответ может быть двояким. Во-первых, доминирующей концепцией законов штатов по авторскому праву была концепция права автора и его защиты; данная теория была основана на естественной природе авторского права. Следовательно, логически можно предположить, что если законодательное авторское право включало в себя все права автора, то существовала реальная возможность того, что его защита полностью зависела от соответствующего закрепления этих условий в законе без обращения к общему праву в отношении защиты авторских прав, не обеспеченных законом. Во-вторых, причиной существования авторского права, названной в преамбулах, была польза для общества, которая являлась результатом стимулирования авторов к дальнейшему творчеству. С практических позиций, однако, причиной было предотвращение пиратства (производства и использования незаконных копий) в сфере печатания книг и введение условий, способствующих установлению порядка в книготорговле. Право опубликовывать работу являлось правом, которое более других прав было подвержено нарушениям. Несмотря на использование законодателями естественных прав как основы авторского права, действенность этого права без защиты, предусмотренной законом, была по меньшей мере сомнительна. Природа права включала следующие моменты необходимости законодательного закрепления средств защиты: новая нация уже не могла опираться в охране прав автора от пиратства на медленно протекающие эволюционные процессы развития общего права. Однако следует констатировать, что в некоторой степени осталась нерешенной проблема того, какие права автора должны были быть признаны, законодательно закреплены в дополнение к исключительному праву публикации, а какие могли существовать по общему праву и регулироваться им. Так как законы штатов, регулирующие авторское право, имели определенные рамки, то есть закрепляли не все права автора, которыми он обладал еще и на основании естественного права, то стало возможным определить в гармонизированном виде соотношение четырех концепций, на которых основывалось содержание законов штатов. Теория авторского права как средства поддержки образования тесно соприкасалась с концепцией авторского права как права автора по трем причинам: во-первых, авторское право, охраняемое законом, ограничивалось правом печатания, опубликования или продажи, следовательно, опубликованная работа являлась доступной для надлежащего использования ее читателем, что было несовместимо с правом автора на выгоду, во-вторых, автор, даже если он передавал авторское право, сохранял интерес защиты неприкосновенности его работы, так как авторское право было призвано предотвращать выпуск искаженных, переработанных произведений, в-третьих, защита, гарантированная авторскому праву, стимулировала дальнейшие публикации. Теория авторского права как законодательной привилегии и теория авторского права как права автора также имели определенное согласование, так как право автора представляло собой средство обеспечения защиты опубликованных работ. В заключение рассмотрения взаимовлияния теорий авторского права друг на друга и их отражения необходимо отметить, что концепция авторского права как права автора не была совместима с законодательными ограничениями этого права (то есть предоставлением монопольного владения эксклюзивными правами на произведение на определенный срок). Хотя авторское право было основано на идее естественных прав автора как отдельного индивида, приоритетными при их конфликте с интересами общества были последние. Так как законодательное авторское право охраняло только право печатания, опубликования и продажи, оставалась весьма большая область авторского интереса, которая не была охвачена авторским правом, закрепленным на законодательном уровне и которая не могла быть защищена после публикации также и общим правом. Если, например, автор передавал свои авторские права какому-либо лицу, что случалось часто, он уже не имел никакого интереса в своих работах. Результатом явилось то, что в конечном счете и произошло в американском авторском праве (законодательное закрепление ограничения срока действия эксклюзивных прав), и единственной причиной явилось то, что авторское право стало отражать полностью собственнический интерес автора в его работах после публикации. С точки зрения законодателя, представлялось разумным ограничение срока действия авторского права для того, чтобы предотвратить появление и негативное влияние монополии, несмотря на то что автор имел естественное право на получение прибыли в течение неограниченного срока владения им авторских прав. Право автора защищать свою репутацию не относится к проблеме монополии, и, таким образом, автор имел данное право даже после истечения срока действия авторского права. Взаимодействие четырех основных концепций, прослеженное выше, обеспечивает основу доктрины авторского права, которую можно вывести из законов штатов. Согласно этой теории авторское право является правом, предусматривающим организацию защиты выгоды автора с момента публикации его работ путем предоставления ему эксклюзивного права печатания, опубликования и продажи его работ в течение определенного срока, которое может быть передано издателю; это право, которое подтверждает и защищает только те права автора, которые имеют отношение к его экономическим интересам, то есть данное право является правом, по которому переданная работа является предметом, и оно ни подтверждает, ни отрицает других прав автора, которые могут быть соответственно признаны общим правом. Законы штатов действовали до вытеснения их первым Федеральным законом об авторском праве 1790 г. В заключение необходимо отметить также и то, что хотя авторское право законов северо-американских штатов было правом автора, а авторское право Англии было правом издателя, между ними существовало определенное сходство. Можно проследить некоторую законодательную и доктринальную преемственность, которая проявлялась, например, в одинаковом ограничении срока действия авторского права, а также рассмотрении переданной работы как предмета собственности.

Название документа