В соответствие с п. 12 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (РМРС)

По мнению ЗАО, комплектующие/запасные части, необходимые для эксплуатации и ремонта судов, зарегистрированных в РМРС, также не облагаются НДС при их ввозе на территорию РФ. Но норм, прямо указывающих на данное освобождение, нет (п. 2 ст. 349 Таможенного кодекса Таможенного союза указывает, что запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов). Данная норма не в полной мере соответствует принятым в последнее время законодательным нормам касательно эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, поскольку судам РМРС разрешено в том числе и осуществление каботажного плавания (перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами РФ), а вышеуказанная норма Таможенного кодекса предусматривает только осуществление международных перевозок.

Также в законодательстве не содержится нормы касательно налогообложения НДС работ/услуг по ремонту судов, зарегистрированных в РМРС, осуществляемых за пределами территории РФ, при условии осуществления именно восстановительного ремонта (не влияющего на увеличение стоимости судна).

Подлежит ли налогообложению НДС ввоз на территорию РФ запасных частей и материалов для судов, зарегистрированных в РМРС, если данные запасные части и материалы ввозятся:

- на самих судах, зарегистрированных в РМРС;

- другими средствами?

Облагаются ли НДС работы (услуги) по ремонту судов, зарегистрированных в РМРС, осуществляемые за пределами территории РФ, при условии, что осуществление данного ремонта является восстановительным и не влияет на увеличение стоимости судна?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 февраля 2012 г. N 03-07-08/47

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых в Российскую Федерацию запасных частей и материалов для судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, а также работ (услуг) по ремонту таких судов, осуществляемых за пределами Российской Федерации, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при ввозе в Российскую Федерацию, установлен ст. 150 Кодекса. Так, в соответствии с п. 12 данной статьи Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). При этом освобождение от налогообложения в отношении ввозимых в Российскую Федерацию запасных частей и материалов для судов, зарегистрированных в РМРС, не предусмотрено.

Таким образом, ввоз указанных запасных частей и материалов в Российскую Федерацию как на судах, зарегистрированных в РМРС, так и на других транспортных средствах облагается налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов на основании п. п. 3 и 5 ст. 164 Кодекса.

Что касается упоминаемого в письме п. 2 ст. 349 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), согласно которому запасные части и оборудование, предназначенные для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, ввозятся на территорию Таможенного союза без уплаты таможенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, то положения данного пункта распространяются на запасные части и оборудование, временно ввозимые на территорию Таможенного союза и используемые на временно ввезенных без уплаты таможенных пошлин, налогов транспортных средствах международной перевозки. При этом ст. 342 ТК ТС установлено, что временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается в случае, если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом и используется иностранным лицом (за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства - члена Таможенного союза, уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке).

По вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по ремонту судов, зарегистрированных в РМРС, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации, сообщаем, что на основании норм ст. 148 Кодекса местом реализации таких работ (услуг) территория Российской Федерации не признается. Поэтому данные работы (услуги) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются и, соответственно, у российского лица, приобретающего такие работы (услуги), обязанности по уплате налога в качестве налогового агента не возникает.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

27.02.2012