Турецкая организация, расположенная на территории Турецкой Республики, приобретает инжиниринговые услуги у филиала российской организации, зарегистрированного в налоговых органах Турецкой Республики в качестве постоянного представительства и осуществляющего свою деятельность на территории Турецкой Республики (далее - подрядчик). Данные услуги оказываются подрядчиком с привлечением третьего лица, являющегося российской организацией (далее - субподрядчик)

Субподрядчик оказывает инжиниринговые услуги подрядчику (филиал, расположенный в Турции). Головной офис подрядчика, расположенный в России, никак не задействован в приобретении и оплате данных услуг.

Суммы "входного" НДС, понесенные подрядчиком, не предъявляются им к вычету, а включаются в стоимость услуг, оказываемых турецкой организации. Таким образом, в случае если субподрядчик выставляет свои услуги подрядчику с НДС, такая сумма НДС увеличит стоимость услуг, приобретаемых турецкой организацией у подрядчика.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации инжиниринговых услуг признается территория РФ, в случае если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. В связи с тем что фактическим пользователем инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией (субподрядчиком), является филиал другой российской организации, зарегистрированный в качестве постоянного представительства на территории Турецкой Республики (подрядчик), местом реализации рассматриваемых услуг территория Российской Федерации не является. Соответственно, субподрядчик должен выставлять стоимость своих услуг подрядчику без НДС.

Правомерно ли в данной ситуации не облагать НДС инжиниринговые услуги, оказываемые субподрядчиком в пользу подрядчика?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 февраля 2012 г. N 03-07-08/46

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией филиалу другой российской организации, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства и состоящему на налоговом учете в этом государстве, сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса.

Согласно пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 Кодекса место реализации инжиниринговых услуг определяется по месту деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

Таким образом, в случае если организация, приобретающая указанные услуги, осуществляет деятельность за пределами территории Российской Федерации, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается.

Учитывая изложенное, инжиниринговые услуги, оказываемые российской организацией филиалу другой российской организации, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства и состоящему на налоговом учете в этом государстве, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

27.02.2012