О признании физлица и организации взаимозависимыми; о налогоплательщиках, имеющих право обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании; об основаниях для проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - проверка); о применении ст. 40 НК РФ при определении рыночной цены товара, работы или услуги в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ; о контролируемых сделках, которые могут быть проверены в рамках проверки; об истребовании документации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок)

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 февраля 2012 г. N 03-01-18/1-13

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

1. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 105.1 Кодекса с учетом положений п. 1 указанной статьи взаимозависимыми лицами признаются физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов.

2. Пунктом 1 ст. 105.19 Кодекса установлено, что российская организация - налогоплательщик, отнесенная в соответствии со ст. 83 Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.

Возможность обращения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении такого соглашения для иных категорий налогоплательщиков Кодексом не предусмотрена.

3. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее - проверка) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, установленном ст. 105.17 Кодекса.

Согласно п. 1 указанной статьи проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со ст. 105.16 Кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

4. Согласно п. 11 ст. 40 Кодекса при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ) положения ст. 40 Кодекса со дня вступления в силу указанного Федерального закона применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 Кодекса до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до 1 января 2012 г.

5. В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ положения частей первой и второй Кодекса (в редакции указанного Федерального закона) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 Кодекса со дня вступления в силу указанного Федерального закона, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

При этом п. 5 ст. 105.17 Кодекса установлено, что в рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, в рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 Кодекса после вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом решение о проведении проверки принимается с учетом переходных положений, предусмотренных п. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ.

6. Пунктом 6 ст. 105.17 Кодекса установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном п. п. 1, 2 и 5 ст. 93 Кодекса, требование о представлении документации, предусмотренной ст. 105.15 Кодекса, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок). Истребуемая в соответствии с указанным пунктом документация представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.

При этом необходимо отметить, что согласно п. 3 ст. 105.15 Кодекса документация, предусмотренная п. 1 указанной статьи, может быть истребована у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

24.02.2012