Обязана ли коллегия адвокатов, применяющая льготу по налогу на имущество организаций, предусмотренную п. 14 ст. 381 НК РФ, представлять в установленном порядке налоговую декларацию по данному налогу?

Ответ: Учитывая позицию Минфина России, а также позицию Президиума ВАС РФ, коллегия адвокатов, применяющая льготу по налогу на имущество организаций, предусмотренную п. 14 ст. 381 Налогового кодекса РФ, обязана представлять в установленном порядке налоговую декларацию по данному налогу.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также - устав), и заключаемого ими учредительного договора (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Согласно п. 14 ст. 381 НК РФ освобождается от налогообложения имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

В силу п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено данным пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Исходя из изложенных положений следует сделать вывод, что налогоплательщик, применяющий льготу по налогу на имущество организаций, обязан представлять налоговую декларацию: он освобождается от включения данного имущества в налоговую базу, а не от обязанности представлять налоговую декларацию.

Данный вывод подтверждается и анализом Письма Минфина России от 19.10.2011 N 03-05-04-01/35, из которого следует, что налогоплательщики, подпадающие под указанные в ст. 381 НК РФ льготы (Минфин России рассматривал организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", имеющие право на применение льготы, установленной п. 20 ст. 381 НК РФ), в силу ст. 386 НК РФ не освобождены от представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций.

Президиум ВАС РФ в п. 6 Информационного письма от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации" (размещено на сайте ВАС РФ 15.12.2011) указал, что лицо, являющееся в силу ст. 373 НК РФ плательщиком налога на имущество организаций, обязано представлять в налоговый орган налоговую декларацию и налоговый расчет по авансовым платежам и в том случае, когда оно пользуется льготой по названному налогу и в связи с этим не уплачивает его в бюджет.

При этом Президиум ВАС РФ привел следующее обоснование.

Положения ст. 386 НК РФ обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговую декларацию и налоговые расчеты по авансовым платежам не связывают с наличием суммы налога на имущество к уплате.

Поэтому организации, отвечающие требованиям п. 1 ст. 373 НК РФ и признаваемые в связи с этим плательщиками налога на имущество, обязаны представлять соответствующие налоговые декларации и налоговые расчеты и в том случае, если в отношении этих организаций предусмотрены налоговые льготы.

Следовательно, требование налогового органа о взыскании штрафа за непредставление организацией инвалидов в установленный срок налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество является правомерным.

Ранее в судебной практике существовала как аналогичная (например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 25.05.2006 N Ф09-3366/06-С7 указано, что налогоплательщик, претендующий на применение льготы, обязан направить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию и подтвердить право на льготу, представив доказательства наличия у него права на налоговую льготу), так и иная точка зрения.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.09.2009 N А05-1587/2009 суд указал, что учреждение в соответствии со ст. 381 НК РФ освобождено от уплаты налога на имущество как учреждение уголовно-исполнительной системы в отношении имущества, используемого им для осуществления возложенных на него функций.

Таким образом, исходя из положений, закрепленных в ст. 56 НК РФ, учреждение пользуется законодательно установленной льготой - возможностью не уплачивать налог на имущество.

Как установлено судом, учреждение в проверенных периодах не являлось плательщиком налога на имущество, следовательно, у него отсутствовала обязанность представлять соответствующие расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию.

При этом суд ссылался на позицию Минфина России, изложенную в более ранних Письмах от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13 и от 17.03.2008 N 03-05-04-02/20 (доведены Письмом Минфина России от 18.03.2008 N 03-05-04-02/21, направленным Письмом ФНС России от 03.04.2008 N ШС-6-3/253@).

Представляется, что после выхода указанного Информационного письма Президиума ВАС РФ практика нижестоящих судов должна пойти по пути поддержки позиции, согласно которой организация, применяющая льготу по налогу на имущество организаций, предусмотренную ст. 381 НК РФ, обязана представлять в установленном порядке налоговую декларацию по данному налогу.

Д. В.Завгородний

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

22.02.2012