Учитываются ли в доходах МУП, применяющего УСН с объектом "доходы минус расходы", средства от продажи ОС, полученного от администрации муниципального образования на праве хозяйственного ведения? Средства от продажи в тот же день переданы собственнику имущества - муниципалитету в полном размере

Ответ: Доходы, полученные муниципальным унитарным предприятием, применяющим УСН, от продажи основного средства, находившегося у него на праве хозяйственного ведения, подлежат включению в целях налогообложения в состав доходов, несмотря на то что средства от продажи в тот же день были переданы собственнику имущества - муниципалитету в полном размере.

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 295, п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) с согласия собственника (в частности, муниципального образования, от имени которого действует администрация города) предприятие вправе продать указанное имущество.

Собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 17 Закона N 161-ФЗ).

При этом исходя из абз. 3 п. 3 ст. 41, 62 Бюджетного кодекса РФ доходы от продажи имущества муниципальных унитарных предприятий не относятся к неналоговым доходам местных бюджетов, зачисляемым по нормативу 100%.

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). При этом перечень данных доходов является закрытым.

Средства от реализации имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, являются доходом унитарного предприятия и должны учитываться в качестве доходов в целях применения ст. 346.15 НК РФ, поскольку они не включены в перечень необлагаемых доходов, поименованных в ст. 251 НК РФ. Такой подход изложен в разъяснениях Минфина России (Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 03-11-13/1).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.07.2007 N 2770/07 буквально сказано, что гл. 25 НК РФ не предусмотрено исключение средств, полученных муниципальными унитарными предприятиями от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, из состава доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Факт перечисления полученных от продажи имущества денежных средств в доход бюджета муниципального образования не освобождает государственные (муниципальные) унитарные предприятия от уплаты налога на прибыль по данным хозяйственным операциям.

Между тем в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2009 N 2252/09 было указано, что если правом на распоряжение полученными от реализации средствами государственное унитарное предприятие не обладает и перечисляет их полностью в федеральный бюджет, то экономической выгоды и объекта налогообложения по налогу на прибыль в этом случае не возникает (п. 1 ст. 38, ст. 41 НК РФ). Однако в обоснование данного судебного Постановления положены нормы законодательства, на сегодняшний день уже не действующие, согласно которым средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных предприятий, подлежали обязательному перечислению в федеральный бюджет в полном объеме (ст. 43 БК РФ, п. 5 Постановления Правительства РФ от 06.06.2003 N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия").

На настоящий момент обязанность перечисления в местный бюджет средств от продажи муниципального имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, законодательно не предусмотрена. Наличие такой обязанности, нормативно установленной на уровне муниципального образования, не соответствует положениям п. п. 1, 2 ст. 295 ГК РФ и БК РФ, на что было указано в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 N 07АП-6789/2011.

С учетом вышеизложенного полагаем, что в рассматриваемом случае выручку от продажи муниципального имущества следует включить в налоговую базу для целей налогообложения УСН, несмотря на факт передачи средств собственнику.

Л. А.Бамбина

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

22.02.2012