Между муниципальным дошкольным образовательным учреждением (осуществляет воспитание как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями, в том числе в круглосуточном режиме) и энергоснабжающей организацией заключен договор электроснабжения

Правомерно ли внесение в договор условия, согласно которому энергоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу электроэнергии в случае неоднократного нарушения учреждением сроков оплаты потребленной электроэнергии?

Ответ: В данном случае муниципальное дошкольное образовательное учреждение относится к учреждениям социального обеспечения. Для учреждений социального обеспечения законодательством установлен специальный порядок введения ограничения режима энергопотребления. Внесение в договор условия, согласно которому энергоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу электроэнергии в случае неоднократного нарушения учреждением сроков оплаты потребленной электроэнергии, в рассматриваемом случае неправомерно.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 1 ст. 546 ГК РФ предусмотрено, что, в случае когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

На основании п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Согласно п. 3 указанной статьи нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

Из п. 2 ст. 546 ГК РФ следует, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Из п. 163 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), следует, что полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации. При отсутствии такой возможности прекращение подачи электрической энергии осуществляется путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от электрической сети.

На основании п. 168 Основных положений в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в Приложении N 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с п. п. 188 и 189 Основных положений, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

Согласно п. 1 Приложения N 6 к Основным положениям в перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, включены учреждения социального обеспечения.

На основании пп. 14 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются в том числе иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

В силу ст. 3 указанного Федерального закона социальные услуги - это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Кроме того, указанной статьей предусмотрено понятие "трудная жизненная ситуация", то есть ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено понятие "социальные службы для детей", под которым понимаются организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Из указанной статьи следует, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

На основании п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно п. 12 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666, дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Арбитражные суды отмечают, что исходя из системного толкования норм права, регулирующих рассматриваемый вопрос, подобное муниципальное дошкольное образовательное учреждение относится к учреждениям социального обеспечения. Учреждение социального обеспечения относится к потребителям, для которых законодательством установлен специальный порядок введения частичного ограничения режима энергопотребления. При таких обстоятельствах условия договора, предусматривающие основания для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, а также прекращения продажи электроэнергии, противоречат закону и правовым актам и в соответствии со ст. 168 ГК РФ являются недействительными (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2010 N А69-282/2009, от 18.01.2010 N А69-283/2009).

Учитывая изложенное, внесение в договор условия, согласно которому энергоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу электроэнергии в случае неоднократного нарушения учреждением сроков оплаты потребленной электроэнергии, в рассматриваемом случае неправомерно.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

21.02.2012