Вправе ли орган местного самоуправления требовать досрочного расторжения договора аренды лесного участка, заключенного с индивидуальным предпринимателем, в случае невыполнения им объемов работ, предусмотренных проектом освоения лесов? Если вправе, должен ли он, прежде чем требовать расторжения договора, направить в адрес предпринимателя претензию о невыполнении им объемов работ, предусмотренных проектом освоения лесов?

Ответ: По нашему мнению, невыполнение объемов работ, предусмотренных проектом освоения лесов, может быть признано существенным нарушением условия договора лесного участка и основанием для его расторжения. При этом необходимо соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, то есть орган местного самоуправления вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления предпринимателю письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Обоснование: На основании ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 ЛК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение гражданами проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.

Согласно ч. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

На основании ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

На основании ст. 619 ГК РФ арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Таким образом, по нашему мнению, невыполнение объемов работ, предусмотренных проектом освоения лесов, может быть признано существенным нарушением условия договора лесного участка и основанием для его расторжения (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.10.2010 по делу N А10-369/2010, ФАС Центрального округа от 08.07.2010 по делу N А23-5471/09Г-17-261). При этом необходимо соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, то есть орган местного самоуправления вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления предпринимателю письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

21.02.2012