Может ли организация, на основании лицензии осуществляющая деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, быть привлечена к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований в случае непроведения ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности?
Ответ: Бухгалтерская отчетность организатора азартных игр подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Невыполнение указанного требования признается грубым нарушением лицензионных требований только в случае, если оно повлекло за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). По нашему мнению, рассматриваемое правонарушение не может быть признано грубым, так как оно не может повлечь за собой последствия, соответствующие перечню, предусмотренному указанной нормой. Считаем, что за рассматриваемое правонарушение организация может быть привлечена к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Обоснование: В соответствии с ч. 12 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Согласно ч. 13 указанной статьи заключение аудитора по результатам ежегодной аудиторской проверки является обязательным приложением к бухгалтерской (финансовой) отчетности организатора азартных игр.
На основании пп. "л" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130 (далее - Положение о лицензировании), одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является соблюдение лицензиатом требований, установленных ч. 11 - 13 ст. 6 Федерального закона.
Частью 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Из п. 7 Положения о лицензировании следует, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пп. "а" (в части, касающейся требований, установленных ч. 3 ст. 8 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона) и пп. "б", "г" - "е", "и" - "л" п. 4 Положения о лицензировании, повлекшее за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Закона N 99-ФЗ.
На основании ч. 11 ст. 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
По нашему мнению, рассматриваемое правонарушение не может быть признано грубым, так как оно не может повлечь за собой последствия, соответствующие перечню, предусмотренному ч. 11 ст. 19 Закона N 99-ФЗ.
Считаем, что за рассматриваемое правонарушение организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Р. Ю.Ермаков
Юридическая компания "Юново"
21.02.2012