Юридическое поручение: проблемы определения понятия

(Слукина Е. В.) ("Российский судья", 2006, N 7) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОРУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Е. В. СЛУКИНА

Слукина Е. В., адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России.

В настоящее время юридическое поручение все чаще используется как средство социального управления. У всех на слуху такие словосочетания, как "поручение Президента РФ", "правительственные поручения", "во исполнение поручения" и т. д. Однако феномен юридического поручения до настоящего времени не был предметом специального исследования. Понятие "юридическое поручение" в юридической литературе пока не разработано. Нет его развернутых определений, оно не обрело еще четких контуров. Вместе с тем проведенный нами анализ определений термина "поручение" в правовой и справочной литературе позволил прийти к некоторым выводам относительно его современного понимания. Во-первых, понятие поручения либо раскрывается в обыденном, неюридическом плане, либо определяется с учетом специфики его видовой принадлежности к той или иной отрасли права (гражданскому, административному, финансовому, процессуальному праву и т. д.) <*>. Совокупность данных определений не дает полного представления о правовой природе юридического поручения как общеправового феномена. Они лишь раскрывают узкую, отраслевую специфику исследуемого понятия. -------------------------------- <*> Так, например, поручение определяется через понятие судебного поручения - поручения суда, рассматривающего дело, другому суду (в том числе и иностранному) произвести на его территории определенные процессуальные действия. См.: Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 669.

Во-вторых, некоторые авторы ошибочно понимают сущность юридического поручения, определяя его как меру пресечения или способ обеспечения обязательств <*>. В этом случае происходит необоснованное отождествление поручения с поручительством, которое имеет собственную терминологическую нагрузку. Таким образом, единое, четкое, структурированное, общеправовое понятие юридического поручения не содержится ни в одном известном нам научном и справочном источнике. -------------------------------- <*> Лекарев С. В., Порк В. А. Бизнес и безопасность / Толковый терминологический словарь / Под научной ред. проф. А. И. Гурова, проф. Б. С. Тетерина. М.: Издательство ЦКСИиМ, Издательство "Ягуар", 1995. С. 37.

Сформулировать единое определение понятия юридического поручения достаточно сложно в связи с тем, что данный феномен имеет различную юридическую природу в зависимости от того, в какой отрасли права функционирует (публичной или частной), а также от того, что выступает его формой (правовой акт или договор). Так, в публичном праве поручение носит властный характер. В частном же праве право требовать и обязанность исполнения конкретных действий во исполнение поручения возникают на основании заключенного с согласия обеих сторон договора. Например, в гражданском праве одна сторона обязуется совершить от имени и за счет другой стороны определенные юридические действия на основании заключенного договора поручения. В гражданском процессе обязанность суда исполнить судебное поручение вытекает из положения ст. 62 ГПК РФ. Но, несмотря на указанные различия, юридическое поручение имеет целый ряд общих существенных признаков, характеризующих его сущность. Рассмотрим основные из них. 1. Содержанием юридического поручения выступает требование совершения (несовершения) каких-либо действий. Юридическое поручение - это именно требование, а не простая просьба, под которой понимается "выражение желания говорящего, чтобы слушающий совершил то или иное действие, которое он может, но не должен, не обязан совершать, что, в свою очередь, зависит от его желания" <*>. То есть факт исполнения поручения не зависит от усмотрения субъекта, которому оно адресуется. Законное требование должно быть выполнено независимо от того, желает этого лицо, его получившее, или нет. -------------------------------- <*> Безяева М. Г. Вариативный ряд конструкций русской просьбы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1998. N 1. С. 71 - 89.

2. Юридическое поручение обязательно для исполнения. Оно влечет обязанность исполнения порученных действий субъектом, его получившим. Такая обязанность должна быть закреплена либо в нормативно-правовом акте, либо в договоре. Так, в соответствии с Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.) судебный орган одного государства, подписавшего Конвенцию, может запросить посредством судебного поручения в компетентный орган другого Договаривающегося государства о получении доказательств или выполнении другого процессуального действия (ст. 1). В свою очередь, Договаривающееся государство назначает центральный орган, на который возлагается обязанность принимать судебные поручения и передавать их для исполнения компетентным органам (ст. 2). 3. За неисполнение юридического поручения наступает юридическая ответственность. Юридическое поручение, являясь требованием, предполагает, как мы уже отмечали, обязанность исполнения одной стороной указанных в нем предписаний, а следовательно, и право другой стороны требовать того, чтобы они были исполнены. Именно для обеспечения данного права и существует механизм юридической ответственности, который начинает действовать с момента невыполнения поручения в установленный срок. В зависимости от того, каким общественным отношениям причинен вред в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) юридического поручения, а также от того, какой является общественная опасность такого правонарушения, будет разной и ответственность за его совершение. 4. Особый круг субъектов юридического поручения. Данный признак заключается в двух основных аспектах: 1) юридическое поручение отдается только компетентным, имеющим на то право субъектом; 2) юридическое поручение может быть отдано только лицу, в круг обязанностей которого входит исполнение конкретных поручений. Компетенция на отдачу юридического поручения, равно как и обязанность его исполнения, может быть закреплена в различных формах. Так, в публичном праве типичной формой закрепления полномочий выступает нормативно-правовой акт, определяющий общий порядок деятельности, функционирования субъекта. В частном праве закрепление права на отдачу и обязанности на исполнение юридического поручения зачастую осуществляется в договоре. Кроме того, особый круг субъектов юридического поручения также характеризуется тем, что оно может приниматься как единолично (поручения Президента РФ, следователя, прокурора, начальника предприятия и т. п.), так и коллегиально (поручения Правительства РФ, министерства, профсоюза и т. п.). 5. Юридическое поручение носит срочный характер, т. е. требование о совершении либо несовершении каких-либо действий, указанных в нем, должно быть выполнено в определенный срок. По степени определенности сроки могут подразделяться на абсолютно-определенные, неопределенные и относительно-определенные. Примером поручения, содержащего абсолютно-определенный срок, может выступать поручение следователя органу дознания, которое в соответствии со ст. 152 УПК РФ должно быть исполнено в 10-дневный срок. Иллюстрацией относительно-определенного срока исполнения юридического поручения является упоминавшаяся нами Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам, в абз. 3 ст. 9 которой говорится, что судебное поручение исполняется без промедлений. Что же касается неопределенного срока выполнения юридического поручения, то, на наш взгляд, данная разновидность сроков неприменима к исследуемому нами феномену. Так как любое юридическое поручение издается тогда, когда возникает реальная необходимость выполнения либо невыполнения действий, указанных в нем, следовательно, предполагается, что эти действия должны быть исполнены либо в конкретный срок, либо в разумный, незамедлительный срок. Таким образом, неопределенность срока юридического поручения коренным образом будет влиять на эффективность его реализации, снижать ее уровень, так как отсутствие определенного временного предела выполнения требований поручения может повлечь необоснованную волокиту и промедление со стороны получившего их субъекта. 6. Определенная форма юридического поручения. Юридическое поручение может иметь словесную (письменную и устную) и конклюдентную форму. Письменное юридическое поручение представляет собой оформленный в соответствии с предъявляемыми требованиями письменный юридический документ <*>. Проведя анализ форм юридического поручения, мы пришли к выводу о том, что письменная форма является наиболее распространенной для исследуемого нами понятия. Более того, зачастую письменная форма является обязательной. Так, например, судебные поручения, поручения следователя органу дознания, поручения о производстве экспертизы и т. п. обязательно должны быть оформлены в письменном виде. -------------------------------- <*> См.: Каргин К. В. Юридические документы: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Н. Новгород, 2004. С. 37.

Устные юридические поручения не требуют соответствующего письменного оформления, так как они предназначены для быстрого и оперативного вмешательства в текущее управление с целью решения каждодневных управленческих задач и выполнения самых общих функций управления, а также для непосредственного руководства в той или иной сфере. Что же касается юридического поручения, выраженного в конклюдентной форме, то в данном случае волеизъявление субъекта находит свое выражение в конкретных жестах, знаках, сигналах. Например, жесты сотрудника ГИБДД, регулирующего порядок движения транспорта и пешеходов; использование мультикарт в банкоматах для снятия со счета наличных денежных средств и т. п. 7. Юридическое поручение выступает элементом содержания правового акта как нормативного, так и ненормативного характера. Юридическое поручение является индивидуальным предписанием, так как в отличие от нормы права адресовано конкретному лицу (органу) и рассчитано на однократное применение. Причем содержание в нормативно-правовом акте юридического поручения свидетельствует о его смешанном характере. Смешанные акты включают в себя как нормы права, так и индивидуальные конкретные решения (распоряжения, поручения, необходимость соблюдения каких-то особых правил и т. д.), предписания для органов управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих <*>. -------------------------------- <*> Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II. Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. М.: Издательство "НОРМА" (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2002. С. 338 - 339.

8. Содержанием юридического поручения может быть требование исполнения только действий, входящих в компетенцию исполняющего лица. Требования исполнения иных действий (наделение новыми полномочиями) посредством поручения осуществляться не могут и не должны. В этом состоит основное отличие юридического поручения от делегирования полномочий, сущность которого заключается в наделении своими полномочиями. В процессе делегирования требуется согласие сторон, поскольку уменьшается объем прав и обязанностей у одной стороны и увеличивается у другой <*>. -------------------------------- <*> Арефина С. И. Конституционные основы делегированного законодательства: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2003. С. 27.

Существуют и иные признаки юридического поручения, например: - юридическое поручение выступает юридическим фактом; - юридическое поручение - это требование, основанное на доверии; - юридическое поручение возможно как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне управления. Но, к сожалению, объем данной статьи не позволяет остановиться на их рассмотрении. Итак, сгруппировав наиболее существенные признаки юридического поручения, можно сформулировать следующее его определение. Юридическое поручение - индивидуально направленное, основанное на доверии, содержащееся в правовом акте требование управомоченного лица, обязательное для адресата, о совершении либо несовершении в определенный срок каких-либо действий, несоблюдение которого влечет наступление юридической ответственности. В заключение хотелось бы отметить, что юридическое поручение является достаточно сложным правовым понятием, для полного и четкого раскрытия которого недостаточно выявления его основных признаков. В рамках изучения данного правового феномена необходимо изучить его функциональное назначение, структуру, форму, разработать развернутую классификацию, выявить особенности его реализации. Таким образом, вопрос о понятии юридического поручения нуждается в дальнейшем детальном рассмотрении.

Название документа