Организация принимает на работу работника, у которого в трудовой книжке им самим сделана только запись о работе в качестве индивидуального предпринимателя с 19.01.2009 по 31.01.2012. Ранее он нигде не работал. Правомерна ли такая запись? Если нет, то что следует делать организации?

Ответ: Если организация принимает на работу работника, у которого в трудовой книжке им самим сделана только запись о работе в качестве индивидуального предпринимателя с 19.01.2009 по 31.01.2012, а ранее он нигде не работал, организация вправе продолжать вести трудовую книжку, поскольку недействительность записи в трудовой книжке не означает признания недействительной самой трудовой книжки. Однако организации целесообразно оформить новую трудовую книжку, в которой не будет недействительных записей, но это возможно сделать только по заявлению работника, поступающего на работу.

Обоснование: Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Индивидуальные предприниматели наравне с организациями вносят в трудовые книжки своих работников записи о работе у них (ст. 66 ТК РФ). Однако внесение в трудовую книжку записи о работе в качестве индивидуального предпринимателя ТК РФ не предусмотрено.

В случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку (п. 27 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила)).

В рассматриваемом случае предприниматель не сможет внести соответствующие изменения в связи с тем, что у него отсутствует документ, подтверждающий ошибку.

Правилами предусмотрен порядок признания недействительности записи в трудовой книжке (п. п. 26 - 30 Правил), однако нет норм, согласно которым недействительность записи в трудовой книжке влечет за собой признание недействительной самой трудовой книжки. Таким образом, организация вправе продолжать вести такую трудовую книжку.

В дополнение отметим, что в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки работодатель обязан по письменному заявлению этого лица оформить новую трудовую книжку (ст. 65 ТК РФ). Учитывая тот факт, что у принимаемого на работу работника нет других записей в трудовой книжке, кроме записи о работе в качестве индивидуального предпринимателя, ему целесообразно оформить новую трудовую книжку, в которой не будет недействительных записей, но это возможно сделать только по заявлению работника, поступающего на работу.

Е. А.Федорцова

Издательство "Главная книга"

17.02.2012