Организация производит выплаты работникам - гражданам Республики Беларусь. Обязана ли организация начислять и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за работников, которые являются гражданами Республики Беларусь, и оформлять пенсионные страховые свидетельства на них?

Ответ: Организация, производящая выплаты работникам - гражданам Республики Беларусь, до 01.01.2012 обязана была начислять и уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ только за временно или постоянно проживающих в РФ граждан Белоруссии.

С 01.01.2012 страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются и на выплаты гражданам Белоруссии, временно пребывающим на территории РФ, заключившим трудовой договор на неопределенный срок либо срочный договор не менее чем на 6 месяцев (ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ)). Работодатель также обязан оформить пенсионные страховые свидетельства для указанных работников.

Обоснование: Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрено, что суммы выплат (иных вознаграждений) по трудовым и гражданско-правовым договорам (в том числе по договорам авторского заказа), выплаченные иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012). Поэтому, прежде всего, необходимо правильно определить статус иностранного гражданина.

Статус правовых понятий в отношении иностранных граждан определен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) в п. 1 ст. 2:

- иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, начисление взносов в ПФР производится только по выплатам застрахованным гражданам - постоянно или временно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, то есть имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство.

На основании п. п. 1 - 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" в отношении граждан Беларуси не действует режим регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы и данные граждане имеют такие же права, как и россияне.

Кроме того, в ст. 3 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан" (далее - Договор о равных правах) сказано, что граждане России и Беларуси пользуются равными гражданскими правами и свободами, как это предусмотрено законодательствами Договаривающихся Сторон. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан (ст. 7 Договора о равных правах), а также равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь (ст. 8 Договора о равных правах).

Согласно п. 1 ст. 2 Договора между РФ и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (подписан в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) (далее - Договор о сотрудничестве) к застрахованным лицам относятся лица, проживающие на территориях Договаривающихся Сторон и являющиеся их гражданами.

В соответствии со ст. 4 Договора о сотрудничестве лица одной из Договаривающихся Сторон, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в ст. 3 Договора о сотрудничестве, в частности трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности и материнству. Местом жительства (проживания) в РФ признается место постоянного или временного проживания на законных основаниях на территории РФ (ст. 1 Договора о сотрудничестве).

Назначение трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) (далее - пенсия), пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания осуществляется на основании заявления застрахованного, представленного в компетентный орган (организацию) Договаривающейся Стороны, на территории которой он проживает (п. 1 ст. 5 Соглашения между Минздравсоцразвития России и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь от 15.03.2011 "О применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года").

Если у иностранного гражданина, в том числе из Республики Беларусь, имеется только право на временное пребывание в Российской Федерации, страховые взносы за него перечислять не требуется. Статус постоянно или временно проживающего иностранного гражданина (лица без гражданства) обязывает организацию (предпринимателя) производить начисление страховых взносов на общих основаниях.

С 01.01.2012 перечень застрахованных лиц, то есть лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом N 167-ФЗ, дополнен иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории РФ, заключившими трудовой договор на неопределенный срок либо срочный договор не менее чем на 6 месяцев (ст. 7 Закона N 167-ФЗ).

С 01.01.2012 страхователи, производящие выплаты физическим лицам, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом N 167-ФЗ для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц.

В отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ), временно проживающих на территории Российской Федерации или временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачиваются страховые взносы по тарифу, установленному Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ).

В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ страховое свидетельство государственного пенсионного страхования представляется работником при устройстве на работу. Однако в случае отсутствия у работника по тем или иным причинам упомянутого свидетельства обязанность по его оформлению возложена на работодателя. Следовательно, если ранее иностранный гражданин не работал в РФ и соответствующего свидетельства у него нет, работодатель обязан оформить на него такое свидетельство в органах Пенсионного фонда РФ (абз. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Н. В.Цурикова

РУНА

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

17.02.2012