В каком случае заявление (уведомление, запрос), направленное заявителем в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам, считается не принятым налоговым органом?
Ответ: Начиная с 25.12.2011 заявление (уведомление, запрос), направленное заявителем в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам, считается не принятым налоговым органом в случае ошибочного направления; если не соответствует утвержденному формату; если отсутствует (не соответствует) усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя.
Обоснование: Согласно п. 5.1 ст. 84 Налогового кодекса РФ заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.
По запросу организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, налоговый орган может направить заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.
Формы и форматы указанных в п. 5.1 ст. 84 НК РФ заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, запроса, документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, порядок заполнения форм заявления, уведомления, запроса и порядок представления заявления, уведомления, запроса в налоговый орган в электронном виде, а также порядок направления налоговым органом заявителю документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе в электронном виде, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Порядок представления заявлений, уведомлений и запросов в налоговые органы в электронном виде для целей учета в налоговых органах организаций и физических лиц (далее - Порядок) утвержден Приказом ФНС России от 07.11.2011 N ММВ-7-6/735@ (далее - Приказ N 735@).
Согласно п. 1 Порядка он разработан в соответствии с п. 5.1 ст. 84 НК РФ и определяет общие правила представления в налоговые органы заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (далее - заявление), уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений (далее - уведомление), запроса о направлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) (далее - запрос) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Заявление (уведомление, запрос) не считается принятым налоговым органом:
1) в случае ошибочного направления;
2) если не соответствует утвержденному формату;
3) если отсутствует (не соответствует) усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя (п. 16 Порядка).
Пунктом 18 Порядка предусмотрено, что заявитель в течение следующего рабочего дня после отправки заявления (уведомления, запроса) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора связи должен получить:
1) подтверждение даты отправки;
2) квитанцию о приеме (уведомление об отказе в приеме), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица налогового органа.
При получении уведомления об отказе в приеме заявитель устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру представления заявления (уведомления, запроса).
При представлении в налоговый орган заявления (уведомления, запроса) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или официального сайта ФНС России заявитель должен получить:
в режиме on-line информационное сообщение о приеме заявления (уведомления, запроса) с указанием уникального номера, который позволит заявителю получать информацию о прохождении заявления (уведомления, запроса) в налоговом органе;
уведомление о результате приема.
При получении уведомления о результате приема, в котором указано о наличии ошибок, заявитель устраняет эти ошибки и повторяет процедуру представления заявления (уведомления, запроса) в налоговый орган в электронном виде (п. 21 Порядка).
Приказ N 735@ зарегистрирован в Минюсте России 02.12.2011 N 22478, опубликован в "Российской газете", N 281, 14.12.2011 и вступил в силу с 25.12.2011.
В. Г.Крашенинников
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
15.02.2012