Вправе ли хозяйственное партнерство заключить договор со специализированной организацией, по которому последняя распространяет рекламу услуг хозяйственного партнерства?

Ответ: Хозяйственное партнерство не вправе заключить договор со специализированной организацией, по которому последняя распространяет рекламу услуг хозяйственного партнерства. В случае заключения такого договора он будет являться ничтожным.

Обоснование: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На основании п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Как указано в п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Исходя из п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Учитывая приведенные нормы, юридические лица вправе на основании принципа свободы договора заключить договор на размещение рекламы, в соответствии с которым организация-рекламораспространитель распространяет рекламу рекламодателя.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" (далее - Закон N 380-ФЗ) данный Закон вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Закон N 380-ФЗ определяет правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, порядок его создания, реорганизации и ликвидации (ст. 1 Закона N 380-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 380-ФЗ хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом N 380-ФЗ принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

На основании ч. 5 ст. 2 Закона N 380-ФЗ партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности.

Исходя из изложенного Законом N 380-ФЗ установлен безусловный запрет на размещение рекламы хозяйственным партнерством. Данный запрет касается любых способов и форм размещения рекламы хозяйственным партнерством.

Следует понимать данный запрет и как отсутствие права на заключение хозяйственным партнерством договора на размещение рекламы, в соответствии с которым организация-рекламораспространитель распространяет рекламу хозяйственного партнерства, в частности услуг хозяйственного партнерства.

Такой договор будет признаваться на основании ст. 168 ГК РФ ничтожным.

А. В.Сергомасова

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

15.02.2012