Традиции предпринимательства в истории России

(Сюбарева И. Ф.)

("Предпринимательское право", 2006, N 3)

Текст документа

ТРАДИЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ

И. Ф. СЮБАРЕВА

Сюбарева И. Ф., кандидат педагогических наук, соискатель Российского государственного педагогического университета им. А. М. Герцена.

Сложные инновационные процессы во всех областях общественной и научной жизни приводят к переоценке ценностей и осмыслению прошлого опыта, что позволяет понять сегодняшний день и предостерегает от ошибок в будущем. В связи с этим привлекает внимание история российских предпринимательских традиций.

Понятие "традиция" широко распространено во всех областях общественной жизни. В "Словаре русского языка" традиции определяются как "исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.; установившийся порядок, неписаный закон в поведении, в быту; обычай, обыкновение" [33, с. 396]. Особое значение традиций заключается в том, что они представляют собой "коллективную память" обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии" [38, с. 94]. Традиции - это прежде всего результат отбора того, что выдержало испытание временем. Традиции - это информация к размышлению, материал для извлечения уроков. Конструктивный подход к переосмыслению традиций, поиск рационального зерна, которое не утратило силу, открывает перспективу для решения многих вопросов современности.

Феномен традиции находится в исследовательском поле ученых с давних времен, тем не менее единого для всех наук общепринятого определения (понятия) традиции нет. Причиной такого состояния является то, что каждая отрасль знания изучает свои аспекты традиций. Философия объясняет сущность традиций и открывает путь к их познанию. Социология раскрывает закономерности процесса функционирования традиций в обществе, особенности традиций различных групп. Культурология исследует культурные традиции как исторически развивающиеся, многогранные, сложные общественные явления. Психология позволяет глубже понять специфику традиционной деятельности человека, его восприятие традиций, ценностей и новаций. Юриспруденция исследует традиции правовой мысли, правового опыта, имевшего место на различных этапах исторического развития. По мнению Г. Б. Мирзоева, традиция - это "одна из важных составляющих правовой науки как системной целостности, освоения наследия прошлого, связи с другими отраслями обществоведения, междисциплинарной связи" [20, с. 76].

Наша страна обладает богатыми традициями в предпринимательской деятельности. Изучая историю развития законодательства о предпринимательстве в России, можно проследить не только, как происходило регулирование экономики России на протяжении столетий, но и как формировались и развивались правовые и нравственные традиции предпринимательства.

В литературе, посвященной истории предпринимательства России, понятие "предпринимательство" используется достаточно широко: "Это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход. Включается сюда и деятельность мелких производителей - крестьян, ремесленников, кооператоров, если она связана с товарным производством и обменом. Носители этой деятельности - так называемое третье сословие: купцы, промышленники, фабриканты, мелкие и крупные торговцы и производители..." [40, с. 3]. В учебниках по предпринимательскому праву приводятся сведения о том, что в научный оборот термин "предпринимательство" ввел примерно в 1800 г. французский экономист Ж.-Б. Сэй, а первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, общепризнанно считается И. Т. Посошков, издавший в 1724 г. знаменитый труд "Книга о скудости и богатстве" [27, с. 15]. Начало регулярному законотворчеству в сфере хозяйственной деятельности было положено во второй половине XVII в., в период правления царя Алексея Михайловича [18, с. 12].

Предпринимательство в том представлении, которое имеет это слово в настоящее время, зародилось и сформировалось в России, безусловно, гораздо позднее. В настоящее время законодатель формулирует в ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ определение понятия предпринимательской деятельности: "...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Традиции российского предпринимательства уходят в глубину веков, когда ремесло и торговля стали важными сферами жизнедеятельности восточных славян. Ремесленные мастерские, представлявшие собой небольшие самостоятельные предприятия, закупали сырье, производили изделия, реализовывали готовую продукцию и были заинтересованы в получении прибыли. Торговля содействовала росту городов, где заключались договоры и совершались сделки. Первый русский свод законов Русская Правда, по мнению ученых, "был пронизан духом предпринимательства" [7, с. 5]. В Русской Правде употребляются денежные понятия, определяются условия отдачи денег в рост, регламентируются операции в кредит, определяется очередность возмещения долгов в зависимости от положения кредитора [30]. Так зарождались традиции отечественного предпринимательства.

Во второй половине XVII в. принимаются Торговый устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г., которые регулировали внутреннюю и внешнюю торговлю, поощряли и защищали купечество, ограничивали иностранную конкуренцию [31]. Так, Новоторговый устав 1667 г. предоставлял торговым людям право свободного торга, ограждал их от иностранной конкуренции, назначал специальных лиц, в обязанность которых входили наблюдение за исполнением законов в торговле, защита торговых людей от разорения и способствование поступлений в казну таможенных сборов. В ст. ст. 88 - 89 ставился вопрос о создании специального приказа (органа), который ведал бы делами торговли и купечества. Были предоставлены льготы представителям торгово-промышленного мира.

Петр I стремился развивать традиции поддержки отечественного предпринимательства. В период его правления с целью развития индустриального предпринимательства создаются Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия, которые разрабатывают различные механизмы для успешного развития промышленности. При разработке акцент делался на предоставлении различных привилегий и льгот российским производителям.

Купцы также пользовались поддержкой Петра I. Так, Именным указом "О покупке купечеству к заводам деревень" (1721 г.) купечеству было разрешено приобретать земли, населенные крестьянами, но с обязательным условием использовать их на работах на промышленных предприятиях, возводимых на купленных землях [12]. Проведенная Петром I реформа городского управления, выразившаяся в принятии 16 января 1721 г. Регламента, или Устава главного магистрата, также способствовала обеспечению прав купечества, развитию ремесла и торговли. В соответствии с этим правовым актом в города и в ряды купечества привлекалось зажиточное крестьянство.

Экономическая политика Петра I защищала российских производителей. Так, Именными указами "О пошлинах на товары, кои продаваны были из казны" (1719 г.) и "О пошлинах на привозные иностранные иглы" (1719 г.) были установлены повышенные таможенные пошлины на ввозимые из-за границы товары [12]. Частные предприниматели получали ссуды без процентов, снабжались орудиями производства, освобождались от государственной службы, им предоставлялись льготы от податей и пошлин, они были обеспечены государственными заказами.

Правительство стимулировало развитие договора подряда (Именные указы "О подрядех" 1714 г. и "О подрядах и договорных писмах" 1716 г.), договора перевозки грузов (Указ от 1 января 1705 г., Указ от 10 декабря 1711 г. ПСЗРИ. Т. IV. N 2009, ПСЗРИ. Т. IV. N 2455, Устав об эверсах 1720 г.), тем самым способствуя развитию промышленности и торговли.

В интересах купечества и казны был принят Вексельный устав 1729 г. [32]. Ценной бумагой на предъявителя становился вексель, который включался в денежный оборот. Согласно п. 1 векселем являлся документ, который не нуждался ни в регистрации, ни в свидетелях при его заключении. Вексель был доступен для всех сословий и не мог быть оспорен, если составлен был по всем правилам. Купцы получили право обязываться векселями. Распространяя вексельный оборот, правительство России стремилось установить безвалютный товарообмен с другими странами и было заинтересовано в переводе казенных денег из дальних районов России.

Традиции поддержки предпринимательства прослеживаются в законодательстве в последующие периоды. Большое значение для развития предпринимательства и торговли имел "Указ об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов" 1753 г. [32]. В соответствии с этим правовым актом были отменены внутренние таможни, а вместе с ними таможенные пошлины и различные сборы.

Определенный вклад в развитие предпринимательских отношений и защиту предпринимательства в России внесла экономическая политика Екатерины II, которая позволила создать "благоприятные условия для развития русского предпринимательства" [7, с. 17]. Наиболее важными правительственными указами стали: "Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" ("Жалованная грамота дворянству" 1785 г.) и "Грамота на права и выгоды городам Российской империи" ("Жалованная грамота городам" 1785 г.). Названные указы были направлены на стимулирование конкурентной борьбы между купцами не только в торговой, но и в промышленной сфере, при одновременном введении для них новых льгот.

"Жалованная грамота дворянству" предоставляла широкие возможности помещикам-дворянам по участию в торговле [32]. Они имели право оптом продавать "товар, какой у кого родится, или на основании законов выделан будет, ибо им не запрещается иметь или заводить фабрики, рукоделия и всякие заводы". Купцы освобождались от рекрутской повинности и подушной подати.

Так, "Жалованная грамота городам" определяла права и обязанности купечества, устанавливала объекты их собственности [32]. Согласно грамоте все купцы в зависимости от принадлежащего им капитала были разделены на три гильдии. Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. Особый статус занимали "именитые граждане", которые получали право иметь загородные дачи, заводы и фабрики. Большие возможности предоставлялись и иностранным купцам. Статьями 124 - 131 им предоставлялось право иметь фабрики, заводы и мануфактуры.

В результате такого подхода к развитию предпринимательства "количество промышленных предприятий (без ремесленных мастерских) только за XVIII век увеличилось в 10 - 12 раз, достигнув в 1801 году - 2423 предприятий с числом занятых почти 100 тысяч человек. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи" [7, с. 17].

Активное развитие предпринимательства происходит и в XIX в. В этот период происходит усиление роли банков и страховых учреждений, начинает преобладать акционерная форма предпринимательства. Так, "в начале XX в. было зарегистрировано пять крупных акционерных компаний. К началу XX в. действовало 1300 акционерных обществ, на долю которых приходилось 2/3 объема всей промышленной продукции... К началу Первой мировой войны в России насчитывалось 2263 акционерных компаний" [8, с. 13]. Активно развивались коммерческие акционерные банки, их количество к середине 1870-х гг. достигло 39 [36, с. 140].

В правовом развитии этот этап выразился в активном развитии законодательства. Издаются "Устав о промышленности заводской и фабричной" (регламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), типовые "Торговый устав" и "Биржевой устав", "Вексельный устав" и "Устав о торговой несостоятельности". Многие дворяне, получив после реформы 1861 г. купеческие свидетельства, активно основывают собственное дело. Купечеством были получены привилегии: представление к императорскому двору, получение чинов, дававших дворянское звание.

Традиционным было оказание предпринимательству всемерной помощи со стороны государства, что приводило к подъему сельского хозяйства, промышленности и торговли. В царской России предпринимательству предоставлялись выгодные заказы, устанавливались льготы и предоставлялись привилегии. Так, например, благодаря такой поддержке "с 1876 - 1880 годов вплоть до 1913 года Россия имела непрерывный активный торговый баланс. С 1886 по 1913 год она вывезла товаров на 23,3 миллиарда золотых рублей, а ввезла только на 18,7 миллиарда рублей, т. е. обеспечила приток золота и валюты в страну на 6,6 миллиарда рублей. В этих условиях российский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы... По темпам роста промышленной продукции и производительности труда Россия вышла на первое место в мире, опередив стремительно развивающиеся США" [7, с. 31].

Традиционно предприниматель всегда хотел выделиться в конкурентной среде, прибегая к маркировке "своего" товара (клеймо, тавро и т. д.). Государство поддерживало такое стремление. Впервые определение товарного знака в законодательстве было определено в 1667 г. Это произошло в Новоторговом уставе, изданном в царствование Алексея Михайловича, содержащем правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Эволюция защиты товарного знака производителя товаров и знака обслуживания имеет многовековую историю и достаточно освещена в научной и юридической литературе [20].

Необходимо затронуть и нравственный аспект данной проблемы. Общественное служение русских предпринимателей выражалось в таких традиционных направлениях деятельности, как меценатство, собирание библиотек, различных коллекций, художественных галерей. Наибольших успехов в предпринимательстве, как показывает история, добивались те из предпринимателей, у кого превалировало стремление предоставить обществу ценные услуги (А. Никитин, П. Д. Ларин, Демидовы, Морозовы, Боткины, Щукины, Рябушинские и многие другие), кто занимался широкой благотворительностью, те, кому деньги были нужны для осуществления своей мечты, достижения высоких целей. Эти услуги (богатство обязывает) направлены на достижение более высоких интеллектуальных, культурных, нравственных, этических ценностей общественного значения. Благотворительные пожертвования являлись мощной базой развития здравоохранения, просвещения, культуры и были одним из регуляторов социальной стабильности в стране.

Не менее важным залогом социальной стабильности, чем благотворительность, был свойственный российскому предпринимательству особый тип отношений внутри предпринимательства. В этих отношениях со всей силой проявлялось стремление любого социального организма, будь то семья, предприятие или государство, к целостности, предоставлению взаимной помощи, поддержки, выручки, понимание необходимости друг другу.

Характерной чертой дореволюционного предпринимательства является честная конкуренция. Многие предприниматели знали друг друга "домашне", а не по деловым отношениям, и никогда не было обычая обмениваться справками о кредитоспособности покупателя или иными сведениями. Не случайно, что именно в России, и ни в какой другой стране мира, получило распространения такое явление, как заключение сделок посредством честного слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знамением. Даже при развитом рынке большинство сделок заключалось вне биржи, в так называемых амбарах и трактирах. Таким образом, российский предприниматель был тверд в следовании традиции уважения к закону и соблюдении всевозможных законов Российской империи, а также в соблюдении договоров с партнерами, устному обязательству, верен слову. В дальнейшем эти традиции были частично утрачены.

В 1917 г. наступает эпоха ломки предпринимательских и правовых традиций дореволюционной России. В период военного коммунизма многие традиции были утрачены. Происходит отказ от денег, торговли, рынка, товарно-денежных отношений, государство становилось единственным предпринимателем. Период НЭПа характеризуется отступлением от жесткой экономической политики и восстановлением элементов дореволюционного предпринимательства: восстановление товарно-денежных отношений, разрешались частные предприятия (с числом рабочих не более 20) и смешанные акционерные общества с участием государственного и частного капитала, сдача хозяйственных объектов в аренду своим капиталистам и в концессии иностранному капиталу, государственные предприятия переводились на хозрасчет, а также могли объединяться в тресты и синдикаты. Допускалось несколько форм предпринимательства: государственное, государственно-капиталистическое, кооперативное и мелкое частное. Планирование сочеталось с рыночными отношениями. Начало второй половины 1930-х гг. характеризуется практически полной ликвидацией предпринимательства и переходом к экономике на полное государственное регулирование.

В развитом социалистическом обществе основу экономической системы СССР составляли государственная и колхозно-кооперативная формы собственности на средства производства, а государственная собственность являлась основной формой социалистической собственности (ст. ст. 10, 11 Конституции СССР 1977 г.). Хозяйство страны было сконцентрировано в руках государства. Главным предпринимателем страны являлось государство. Были ликвидированы рыночные отношения, конкуренция, многообразие форм собственности.

Формирование рыночной экономики в России, трансформация отношений собственности, переход к новой социально-экономической формации, коренная реконструкция методов государственного регулирования экономики неизбежно привели к возрождению в России предпринимательства. В числе конституционных прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого "на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" (ст. 34 Конституции РФ). Были приняты нормативные акты о развитии и регулировании рыночного предпринимательства: законы РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (1990), "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" (1991).

Учитывая потребность в регулировании предпринимательства в России в постсоветский период, законодатель развернул интенсивную работу в этом направлении. По существу, формировалась связанная определенным единством разветвленная система законодательных актов, определяющих как общие положения, касающиеся осуществления предпринимательской деятельности (о предприятиях и предпринимательской деятельности, собственности, приватизации, об антимонополии, о банкротстве, защите прав потребителей, валютном регулировании, об инвестициях, о биржах, залоге и др.), так и порядок осуществления предпринимательской деятельности в отдельных сферах (о банках и банковской деятельности, страховании и т. д.).

В настоящее время ведется дискуссия о кодификации предпринимательского права. Как считает В. В. Лаптев, единым законом может быть предпринимательский кодекс, который "должен определять основные принципы, нормы и институты предпринимательского права" [16, с. 9]. Представляется, что кодификация предпринимательского и коммерческого законодательства в принципе возможна и необходима. Ее необходимость обусловливается целым рядом причин, главной среди которых является требование создания единой понятийной и методологической базы для всех нормативных правовых актов, которыми регулируются предпринимательская деятельность и предпринимательские отношения.

Что же необходимо предпринять для формирования высокой культуры предпринимательства в России, чтобы нормой поведения современных предпринимателей стали лучшие образцы предпринимателей прошлого, когда купеческое слово было тверже капитала, а многотысячные сделки совершались под честное слово купца?

Чтобы ситуация изменилась к лучшему, необходимо прежде всего повысить культуру как самих предпринимателей, так и предпринимательских отношений. Важным моментом является выработка глубоко продуманной системы образования и воспитания деловых людей, предпринимателей новой ориентации, в которой учитывались бы как профессиональные качества, так и общечеловеческие (и национальные) ценности. Начинающим предпринимателям нужно знать, что предпринимательство связано с особым стилем поведения, в основе которого лежит сочетание постоянного поиска новых возможностей, готовность к риску, ориентация на инновации. Еще в XVIII в. А. Смитом (1723 - 1790) было указано на несколько определяющих свойств личности, характерных для деятельности предпринимателей: "склонность человека к торговле, обмену; рациональный характер действий - способность осознавать выгоду; утилитарность действий - подчиненность личных интересов стремлению извлекать пользу в процессе общественного воспроизводства; бережливость - стремление сохранять и приумножать нажитое, капитализация дохода, вложение сбережений в дело" [25, с. 21].

В обществе необходимо формирование особой предпринимательской среды, в которой особенно ценились бы такие человеческие качества, как честность, порядочность, пунктуальность, профессионализм, интеллигентность, исполнительность, добросовестность, искренность, ответственность, эрудированность, обязательность.

Итак, нравственные нормы и правовые законы совокупно образовывали правовое пространство всей предпринимательской жизни. Каждая историческая эпоха имела свои уникальные образцы предприимчивости, право и мораль, свои традиции в предпринимательстве. Перечислим вышеназванные правовые традиции предпринимательства: поддержка государства, стимулирование активности слоя предпринимателей, защита предпринимательской деятельности. Назовем нравственные традиции предпринимательства: меценатство и благотворительность, желание оставить после себя след в истории, уважительное отношение к закону, верность данному слову, отношения поддержки, помощи и взаимовыручки внутри предпринимателей. Традиции предпринимательства развивали коллективные отношения, устанавливали ценностные ориентиры и украшали жизнь. В зависимости от складывающейся ситуации, с учетом основных факторов субъективного и объективного характера Российское государство регулировало активность слоя предпринимательства. Появление новых традиций обогащало и обновляло предпринимательский опыт, благодаря которому Российское государство смогло достичь успехов в политической, экономической и культурной жизни. В каждый исторический период традиции имели свои особенности, поддерживались коллективами предпринимателей и являлись живым источником творческих сил. Сегодня, когда наша страна выходит на новые пути развития, хочется надеяться, что Россия обязательно использует свой тысячелетний духовный опыт для достижения успеха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция СССР 1977 г.

2. Конституция РФ.

3. Гражданский кодекс РФ. Ч. ч. 1 - 3.

4. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон от 25 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.

5. Об общих началах предпринимательства граждан в СССР // Закон от 2 апреля 1991 г. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. N 16. Ст. 442.

6. Закон от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" // ВВС РФ. 1992. N 8. Ст. 360.

7. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов / Сост., вступ. ст., примеч. О. Платонова; Указатель имен Ю. Башилова. М., 1995. 470 с.

8. Алексеев С. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учеб. пособие для вузов. М., 2004. 502 с. С. 13. Цит. по кн.: Галаган А. А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М., 1997. С. 68 - 69.

9. Афанасенко И. Д. Россия в потоке времени. История предпринимательства. СПб., 2003. 512 с.

10. Безгодов А. В. Очерки социологии предпринимательства. СПб., 1999. 224 с.

11. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1998. VI. 790 с.

12. Законодательство Петра I. V. 1997. 880 с.

13. Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998. 359 с.

14. Игнатьева С. В. Государство и предпринимательство в России. СПб., 1996.

15. Кураков Л. П., Кураков В. Л. Словарь-справочник по экономике: 2-е изд. доп. и перераб. М., 1999. 464 с.

16. Лаптев В. В. Проблемы совершенствования предпринимательского законодательства // Правовое регулирование предпринимательской деятельности: сб. статей / Под ред. В. В. Лаптева. М., 1995.

17. Лебедев К. К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). СПб., 2002. 318 с.

18. Мальков А. Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998.

19. Мессенгиссер М. Экономическая сущность предпринимательства. М., 1998. 230 с.

20. Мирзоев Г. Б. Юридическая защита предпринимательства в России. Историко-правовой анализ. М., 1997. 263 с.

21. Никитина С. К. История российского предпринимательства. М., 2001. 303 с.

22. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М., 1990. 917 с.

23. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Нац. обществ.-науч. фонд; Рук. проекта Г. Ю. Семичин; Научно-ред. совет: пред. совета Г. Ю. Семичин. М., 1999. 701 с.

24. Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие. М., 1998. 446 с.

25. Помпеев Ю. А. История и философия отечественного предпринимательства. СПб., 2003. 272 с.

26. Помпеев Ю. А. Основы экономической культуры. СПб., 1999. 208 с.

27. Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М., 2004. 416 с.

28. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. М., 2002. 448 с.

29. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М., 1998. 672 с.

30. Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М., 1984. 430 с.

31. Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. 510 с.

32. Российское законодательство X - XX веков. В 9 т. Т. 5. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. 528 с.

33. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981 - 1984. Т. 4. С-Я. 1984. 794 с.

34. Словарь терминов современного предпринимательства / Белухина С. Н., Макеева З. П. и др. М., 1995. 432 с.

35. Словарь-справочник "Социальное партнерство" / Автор. коллектив: Бойдаченко П. Г., Владимиров Б. П., Гайнуллина Ф. И. и др. М., 1999. 242 с.

36. Сметенин С. И. История предпринимательства в России. М., 2004. 196 с.

37. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн., 2003. 1312 с.

38. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е., Самыгин С. И. Культурология: Учебное пособие. М., 2004. 352 с.

39. Толковый словарь по управлению. М., 1994. 252 с.

40. Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России: учебное пособие для вузов. М., 1998. 496 с.

41. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва "Экономика"; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л. И. Абалкин. М., 1999. 1055 с.

Название документа