Орган местного самоуправления - заказчик в течение одного месяца разместил два заказа путем проведения запроса котировок. Первый - на оказание услуг по организации участия муниципального образования в общероссийском форуме, призванном привлечь инвестиции в указанное муниципальное образование (предоставление во временное пользование выставочной площади и обеспечение указанной площади электропитанием). Второй - на оказание услуг по организации выставочной экспозиции муниципального образования на указанном форуме (разработка дизайн-проекта выставки, печать и монтаж баннеров и оборудования, демонтаж экспозиции по окончании форума). Общая сумма размещения заказа по указанным услугам составила более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала. Правомерны ли действия заказчика? Могут ли контракты, заключенные по результатам размещения указанных заказов, быть признаны недействительными?

Ответ: В рассматриваемом случае действия заказчика неправомерны, так как запрос котировок проведен на оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в одном квартале. Контракты, заключенные по результатам размещения указанного заказа, могут быть признаны судом недействительными на основании иска заинтересованного лица или уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений ч. 3 указанной статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 42 и гл. 5 Закона N 94-ФЗ.

На основании ч. 3 ст. 42 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

Согласно ч. 4 ст. 42 Закона N 94-ФЗ в случае нарушения указанного в ч. 3 указанной статьи положения контракт может быть признан судом недействительным на основании иска заинтересованного лица или уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

На основании ч. 6.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ под одноименными услугами понимаются услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Услуги по организации демонстраций, выставок (код по ОКДП 7499060), согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17), относятся к подгруппе "Коммерческие и технические услуги прочие, не включенные в другие группировки" (код по ОКДП 7499000).

Указанная подгруппа включена п. 203 в Номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 02.09.2011 по делу N А72-9553/2010, рассматривая аналогичную ситуацию, отметил, что подобные услуги, направленные на организацию выставки, являются технологически и функционально связанными между собой, то есть одноименными. В связи с изложенным суд сделал вывод о нарушении заказчиком требований ч. 3 ст. 42 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем запроса котировок.

Таким образом, рассматриваемые действия заказчика по проведению в течение одного квартала запросов котировок на оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей неправомерны. Контракты, заключенные по результатам размещения указанного заказа, могут быть признаны судом недействительными на основании иска заинтересованного лица или уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

13.02.2012