Конституционно-правовые аспекты собственности
(Комаров В. А.) ("Законодательство и экономика", 2006, N 6) Текст документаКОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОБСТВЕННОСТИ
В. А. КОМАРОВ
В. А. Комаров, аспирант Московского гуманитарного университета.
Конституционные основы экономической системы страны базируются на трех принципах: принципе многообразия и равенства различных форм собственности; принципе свободы труда и экономической деятельности; принципе единого экономического пространства. Данное утверждение гарантируется следующими положениями Конституции РФ: - на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом (ст. 74); - в соответствии с правилом о единой денежной единице эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ (ст. 75); - общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75); - в нашей стране действуют общие принципы бюджетной системы. Ученые-государствоведы исследовали конституционные основы экономической системы страны <1> и некоторых ее субъектов <2>; провели сравнительный анализ с практикой зарубежных стран <3>. Экономические основы исследовались при рассмотрении вопросов построения федерализма в России, поскольку и в нормативных актах, и в трудах ученых все чаще упоминается бюджетный, исполнительный федерализм как будущее России <4>. -------------------------------- <1> Курилов А. Е. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации (Вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. <2> Магомедова З. А. Социально-экономические основы конституционного строя Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2004. <3> Тихонов М. С. Экономические основы американского федерализма. (Конституционно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Исломов С. Экономическая система восточного феодализма и ее отражение в трудах таджикских мыслителей: дис. ... докт. экон. наук. Душанбе, 2000. <4> Шумейко В. Ф. Формирование федеративных отношений в России: экономические основы и государственное регулирование: дис. ... докт. экон. наук. - М., 1996.
Объектом исследования становились важнейшие для экономической системы составляющие: собственность <*>, труд <**>, производство и составляющие рыночной системы хозяйствования <***>. -------------------------------- <*> Мазаев В. Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М.: Городец, 2004; Соломатина Н. Н. Конституционные основы частной собственности и сбережений в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003; Егорова М. Б. Конституционные основы права государственной собственности на природные ресурсы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. <**> Алексеенко П. Г. Конституционные основы организации охраны труда: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. <***> Кулиш Н. И. Социально-экономические основы местного самоуправления: дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 1997; Николаева Л. А. Конституционные основы налоговых правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Шувалов Е. Н. Конституционные основы интеграционных процессов Российской Федерации и стран - членов СНГ в таможенной сфере: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Майорова Е. Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004; Булыгина С. А., Демина Н. Ф., Лукьянова А. А. Организационно-экономические основы развития земельных отношений в современных условиях. Красноярск: изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-та, 2004.
В большей мере изучение экономических основ и их правового закрепления происходит на отраслевом уровне правовых отраслей и в экономических науках. Экономисты изучают теоретические основы многоукладной экономики <1>, организационно-экономические основы различных институтов экономической системы: антимонопольного регулирования в России <2>, конкурентоспособности <3>, рынка ценных бумаг <4> и иные аспекты <5>. -------------------------------- <1> Сычев Н. В. Теоретические основы многоукладной экономики. (Политико-экономические аспекты): дис. ... докт. экон. наук. М., 2000. <2> Окрепилова И. Г. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России: дис. ... докт. экон. наук. СПб., 1999. <3> Сафиуллин Л. Н. Экономические основы конкурентных преимуществ во взаимосвязи с конкурентоспособностью: дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2001. <4> Криничанский К. В. Социально-экономические основы рынка ценных бумаг: дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 1997. <5> Красильников А. Б. Организационно-экономические основы сертификации систем качества предприятий оборонно-промышленного комплекса: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2000; Цаликова Е. М. Организационно-экономические основы социального страхования от профессиональных рисков: дис. ... докт. экон. наук. М., 1999; Березин М. И. Экономические основы противозатратного хозяйственного механизма: дис. ... канд. экон. наук. Саранск, 1999; Кадомцева С. В. Экономические основы системы социальной защиты: дис. ... докт. экон. наук. М., 1997.
"Собственность" является одной из наиболее изученных категорий как экономической, так и юридической наукой <*>. Это объясняется особой важностью для общества отношений собственности и, следовательно, необходимостью их правового регулирования. Как известно, собственность представляет собой материальную основу жизнедеятельности любого общества. -------------------------------- <*> Мазаев В. Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004.
Чаще всего под собственностью понимают отношения присвоения определенного имущества (материального блага) конкретным лицом (лицами) и одновременное отчуждение данного имущества (блага) от всех иных лиц <*>. Эти отношения складываются из двух составляющих: отношение индивида (или коллектива) к присвоенному конкретному материальному благу как к своему и отношение всех иных лиц к данному материальному благу как к чужому. -------------------------------- <*> См.: Экономическая теория: учебник / Под ред. И. П. Николаевой. М., 1999. С. 445; Гражданское право: учебник / Под ред. А. Е. Суханова. М., 1998. Т. 1. С. 477; Гражданское право: учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1999. Т. 1. С. 337 и др.
Из этого определения следует, что собственность - это в первую очередь отношение человека (группы людей) к вещи (благу) как к своему. Однако этим содержание собственности не исчерпывается, поскольку собственность немыслима без того, чтобы все иные лица относились к ней как к чужой. Значит, третьи лица обязаны воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на чужую вещь (благо) и на волю собственника в отношении этой вещи (блага). Следовательно, собственность - это еще и отношения между людьми по поводу вещей (благ). Можно сказать: собственность основана на разделении "моего" и "твоего", или "своего" и "чужого". Экономическое содержание отношений собственности заключается, во-первых, в том, что лицо присваивает некие материальные блага (имущество, вещи и пр.), которые тем самым отчуждаются от других лиц. Очевидная суть присвоения раскрывается в отношении к присвоенному имуществу как к своему собственному. При этом присвоение какого-то имущества (вещи) одним лицом неизбежно влечет отчуждение этого имущества от всех других лиц, иначе присвоение теряет всякий смысл. Во-вторых, присвоение имущества связано с осуществлением над ним хозяйственного (экономического) господства, т. е. с исключительной возможностью лица, присвоившего конкретное благо, по своему усмотрению решать, каким именно образом его использовать. При этом такое лицо руководствуется своими собственными интересами, а не указаниями иных лиц, самостоятельно определяя направления использования своего имущества, в том числе допуская к его использованию других лиц или устраняя их от этого. В-третьих, лицо, присвоившее имущество, не только получает благо; одновременно на него возлагается и бремя содержания собственных вещей: необходимость осуществления ремонта, охраны, несение риска случайной гибели или порчи.
Конституционные принципы многообразия и равенства различных форм собственности
Конституционные нормы устанавливают в своей совокупности основы института собственности несколькими направлениями: - устанавливая формы и виды собственности; - регулируя объекты собственности; - при помощи субъективного права; - закрепляя принципы осуществления и обязанности органов власти в отношении собственности. Основополагающим принципом является ст. 8 Конституции РФ, где говорится, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется нормами ряда законодательных актов, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в стране. Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной его задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых и защищаемых государством. В Российской Федерации такими формами являются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности <*>. -------------------------------- <*> Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003.
Государственная собственность Российской Федерации выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Разграничение государственной собственности Конституция относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72). В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В Конституции (ст. 132) установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ч. 2 ст. 9 "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Статья 36 закрепляет право частной собственности на землю, ст. 35 - субъективное право: "Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами". В этой же статье устанавливается принцип защиты права частной собственности (п. 1), принцип гарантированности (п. 4), а также то, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (п. 3). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Свобода использования своего имущества гарантируется ст. 34 Конституции РФ. В пункте 4 ст. 13 говорится о равенстве общественных объединений, в том числе в праве распоряжаться своей собственностью. Охрана интеллектуальной собственности предусмотрена ст. 44. В соответствии с п. 3 ст. 55 "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства". Это конституционное положение практически дословно продублировано в ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В этой конституционной норме дополнительно было закреплено положение о возможности ограничения перемещения товаров и услуг в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 3 ст. 1 ГК РФ). Одной из актуальнейших проблем гражданского права в настоящее время является установление ограничений на пути необоснованного, произвольного и чрезмерного вмешательства государства (публичной власти) в экономику и имущественный оборот. При этом в не меньшей степени нуждаются в ограничениях и иные участники имущественного оборота (товаропроизводитель, продавец, потребитель) <*>. -------------------------------- <*> Камышанский В. П. Конституционные ограничения права собственности // Правовые вопросы недвижимости. 2004. N 2.
Государство не должно произвольно вмешиваться в деятельность участников гражданского оборота. При подходе к оценке обоснованности вмешательства государства в экономику следует определить наличие соответствующих оснований, вытекающих из закона. При отсутствии законных оснований действия государственных органов по ограничению прав участников гражданского оборота должны признаваться неправовыми и подлежать отмене. Любое ограничение государства допустимо лишь с целью обеспечения прав гражданина, закрепленных в Конституции РФ и иных законах <*>. Определение ограничения (обременения) впервые получило закрепление в законодательстве Российской Федерации в ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <**>. -------------------------------- <*> Камышанский В. П. Пределы и ограничения права собственности. Волгоград, 2000. С. 44. <**> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 6 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности положения абзаца третьего п. 2 ст. 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ограничение права собственности, имущественных прав, а также свободы договора в гражданско-правовом обороте должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе <*>. -------------------------------- <*> См.: Решение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Тверская прядильная фабрика" // Решения Конституционного Суда Российской Федерации. 2000 - 2002 годы. СПб.: Издательство "ДИЛЯ", 2003. С. 94.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 Конституции РФ не подлежит ограничению право граждан и юридических лиц на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Действующее российское законодательство не использует понятие "всенародное достояние" ("неотъемлемое достояние народов") или аналогичных понятий применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее понятие "всенародное достояние" использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры) <*>. Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как "основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории", что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. -------------------------------- <*> В ряде государств СНГ понятие общенародной собственности сохранено, ее объектами провозглашаются природные ресурсы. Украинская Конституция (ст. 13) так высказывается о них: земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа (ст. 13.). Органы государственной власти и местного самоуправления лишь осуществляют права собственника от имени украинского народа, а каждый гражданин имеет право пользоваться природными "объектами права собственности народа". Последнее положение эквивалентно провозглашению публичного сервитута для граждан. Примечательно, что на украинский язык слово "собственность" переводится как "властность", что не способствует осознанию деления права на частное и публичное - одного из важнейших достижений романо-германской правовой традиции. См.: Агафонов В. А. Институт собственности и его роль в конституционном и экологическом праве // Правовые вопросы недвижимости. 2004. N 2.
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов Федерации), подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами на ограниченных вещных правах: праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это "распределенное" государственное имущество является базой для участия этих организаций в гражданском обороте и основой их имущественной самостоятельности. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, поскольку предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника - государства. Другая часть имущества, принадлежащего Российской Федерации, ее субъектам на праве собственности, не закрепленная за государственными предприятиями и учреждениями, образует соответственно государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Казна Российской Федерации состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного имущества. К имуществу, составляющему казну Российской Федерации, относятся средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями ("нераспределенное" государственное имущество) и не относящееся к объектам исключительной государственной собственности, может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Реальным объектом взыскания являются прежде всего бюджетные средства. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами, а также по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в случае его банкротства, если несостоятельность юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (п. 3 ст. 56 ГК РФ). В связи с этим различают осуществление права государственной собственности в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами, и в отношении казенного имущества. В первом случае к осуществлению права собственности подключается дополнительное и вполне самостоятельное звено - в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления. Нередко при осуществлении права государственной собственности имеет место сочетание действий, совершаемых одним субъектом от имени собственника, а другим - от своего имени. Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом лишь с согласия собственника. Хотя действие по распоряжению имуществом предприятие и совершает от своего имени, но для его совершения оно должно получить согласие уполномоченного государственного органа (например, соответствующего органа по управлению государственным имуществом), который дает его уже от имени собственника. Таким образом, осуществление права государственной собственности непосредственно самим собственником было бы неверно ограничивать случаями, когда речь идет об имуществе казны - они значительно шире. Так, в нынешних условиях непосредственное участие субъектов права государственной собственности в осуществлении этого права имеет место при приватизации государственных предприятий, а также при распоряжении унитарным предприятием закрепленным за ним недвижимым имуществом (а если речь идет об унитарном казенном предприятии, то и движимым). В осуществлении права собственности от имени собственников в указанных случаях участвуют Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Российский фонд федерального имущества и их органы на местах. Во втором случае речь идет об осуществлении права государственной собственности самим носителем этого права как таковым, поскольку действия по его осуществлению соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане совершают не от своего имени, а от имени субъекта права собственности - Российской Федерации, субъекта Федерации. Имущество, составляющее государственную собственность, подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъекта Федерации). Конституция РФ, устанавливая муниципальную собственность и принцип ее защиты и гарантированности, указывает еще на значимость и полномочия в отношении ее юридического наполнения. Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в ГК РФ, Федеральном законе "О местном самоуправлении в Российской Федерации", других законах и нормативных правовых актах. Российское законодательство, определяя общие для всех участников имущественного оборота правила, относящиеся к праву собственности, вместе с тем устанавливает и особенности муниципальной собственности. Среди них следует назвать следующие. Как собственники своего имущества публично-правовые образования независимы друг от друга и выступают в гражданских правоотношениях в качестве вполне самостоятельных, равноправных и имущественно обособленных субъектов. Попытки федеральной власти устанавливать для других публичных собственников случаи распоряжения их имуществом (например, определять объекты приватизации) не могут быть признаны основанными на законе. Не случайно ст. 217 ГК РФ разрешает устанавливать специальным законодательством лишь порядок (способы, процедуру) приватизации, но не ее объекты. Именно поэтому Российская Федерация, ее субъекты не отвечают по обязательствам муниципальных образований, а последние не отвечают своим имуществом по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта (ст. 126 ГК РФ) <*>. -------------------------------- <*> Модин Н. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Российская юстиция. 2002. N 3.
Название документа