Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ изменен порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров, обязательство по оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, или условных единицах (п. 4 ст. 153 НК РФ)
Данным Законом N 245-ФЗ не урегулирован порядок определения налоговой базы по НДС и учета суммовых разниц по налогу на прибыль в случае получения предоплаты.
Учитывая Письма Минфина России от 04.05.2011 N 03-03-06/2/76 и от 04.09.2008 N 03-03-06/1/508, правомерно ли ЗАО полагает, что при получении предоплаты налоговая база по НДС определяется с учетом курса, установленного на дату ее перечисления, а суммовые разницы для целей налога на прибыль не возникают?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/83
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения при совершении операций с товарами, стоимость которых выражена в условных единицах, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров (работ, услуг) или день их оплаты (частичной оплаты).
Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 245-ФЗ) установлен особый порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, согласно которому на основании п. 4 ст. 153 НК РФ (в ред. Федерального закона N 245-ФЗ), если при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки товаров (работ, услуг), при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При последующей оплате товаров (работ, услуг) налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ или в составе внереализационных расходов в соответствии со ст. 265 НК РФ.
Поскольку на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона N 245-ФЗ указанные нормы вступили в силу с 1 октября 2011 г., установленный ими порядок определения налоговой базы подлежит применению в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 1 октября 2011 г.
При определении налоговой базы на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет поступившей ранее 100%-ной предоплаты в рублях налоговую базу следует определять исходя из полученной 100%-ной предоплаты в рублях без перерасчета по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки.
При определении налоговой базы на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет ранее поступившей частичной оплаты в рублях вышеуказанную норму п. 4 ст. 153 НК РФ следует применять в отношении части стоимости товаров (работ, услуг), выраженной в иностранной валюте или в условных денежных единицах, не оплаченной покупателем на дату отгрузки товаров (работ, услуг). Поэтому часть стоимости товаров (работ, услуг), не оплаченная покупателем на дату отгрузки товаров (работ, услуг), пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату их отгрузки, а ранее поступившая частичная оплата в рублях - не пересчитывается.
Кроме того, следует учитывать, что согласно п. 14 ст. 167 НК РФ в случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты (частичной оплаты) предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) также возникает момент определения налоговой базы. При этом исключений из данного порядка в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, не предусмотрено. Поэтому в случае если при реализации товаров (работ, услуг) по вышеуказанным договорам моментом определения налоговой базы является день 100%-ной оплаты или частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то на день их отгрузки (выполнения, оказания) в счет поступившей ранее оплаты (частичной оплаты) также возникает момент определения налоговой базы и, соответственно, обязанность налогоплательщиков по определению налоговой базы.
Учитывая изложенное, при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет поступившей ранее частичной оплаты в рублях налоговая база определяется как полная стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) в рублях, включая оплаченную и неоплаченную части. При этом неоплаченная часть стоимости товаров (работ, услуг) пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату их отгрузки.
Кроме того, на основании п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при отгрузке соответствующих товаров (выполнении работ, оказании услуг) подлежат вычетам.
В отношении порядка учета суммовых разниц для целей налогообложения прибыли организаций сообщаем следующее.
Пунктом 4 ст. 153 НК РФ (в ред. Федерального закона N 245-ФЗ) установлен порядок учета суммовых разниц в части налога на добавленную стоимость, возникающих у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимость которых выражена в условных денежных единицах.
Указанные суммовые разницы, возникающие в части налога на добавленную стоимость при предоплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимость которых выражена в условных единицах, не являются суммовыми разницами, предусмотренными п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, и учитываются для целей налогообложения прибыли организаций на основании абз. 1 ст. 250 и пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как иные внереализационные доходы и расходы.
Суммовые разницы, возникающие в результате несоответствия суммы возникших обязательств и требований по оплате стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, выраженной в условных денежных единицах, на дату их реализации (оприходования) фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях, учитываются на основании п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Порядок учета доходов (расходов) в виде указанной суммовой разницы установлен п. 7 ст. 271 и п. 9 ст. 272 НК РФ.
В соответствии с указанными нормами суммовая разница признается доходом (расходом):
1) у налогоплательщика-продавца - на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае предварительной оплаты - на дату реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) у налогоплательщика-покупателя - на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае предварительной оплаты - на дату приобретения товара (работ, услуг), имущества, имущественных или иных прав.
Таким образом, в случаях когда цена договора определена сторонами в условных единицах на дату оплаты, то суммовые разницы возникают только по той части стоимости товара (работ, услуг, имущественных прав), которая оказалась неоплаченной после получения права собственности на товар, имущественное право, результаты работ, получения услуг. При предварительной оплате суммовые разницы не возникают.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
13.02.2012