Приобретение более 30 процентов акций открытого общества. Комментарий к гл. XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах"
(Залесский В. В.) ("Право и экономика", 2006, N 7) Текст документаПРИОБРЕТЕНИЕ БОЛЕЕ 30 ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА
КОММЕНТАРИЙ К ГЛ. XI.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" <*>
В. В. ЗАЛЕССКИЙ
Залесский Виктор Васильевич Доктор юридических наук, профессор. Специалист по гражданскому праву России, Болгарии, Польши (юридические лица и право собственности, правовое регулирование перевозок). Родился 6 ноября 1925 г. в Москве. В 1949 г. окончил МЮИ. В 1952 - 1972 гг. - доцент кафедры гражданского права ВЮЗИ; в 1972 - 1975 гг. - с. н.с. ВНИИСЗ, с 1975 г. по 2001 г. - заведующий отделом ИЗиСП при Правительстве РФ; в настоящее время - главный научный сотрудник ИЗиСП, заведующий кафедрой гражданского права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Соавтор ряда учебников по гражданскому праву: 1955; 1959; 1965; 1996. Автор книги "Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе", 1992. Научный редактор книги "Германское гражданское уложение", 1996. Автор переводов на русский язык: с польского - В. Варкалло "Об ответственности по гражданскому праву", 1978; с немецкого - "Гражданский процесс в ГДР" (в кн. "Гражданский процесс в социалистических странах - членах СЭВ", 1978). Автор ряда книг по гражданскому праву, в том числе "Комментария к закону о государственной регистрации юридических лиц" (2002).
Правила вводимой в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" главы XI.1 "Приобретение более 30 процентов акций открытого общества" направлены на упорядочение процесса концентрации капитала в акционерных обществах. Эти правила распространяются лишь на открытые акционерные общества, как в наибольшей степени создающие возможность образования крупных хозяйственных организаций с привлечением в них капитала, которому должны быть обеспечены наиболее благоприятные условия развития. Вместе с тем, новые правила гарантируют учет интересов владельцев небольших пакетов акций, избавляя их от неправомерного давления держателей контрольных пакетов. В связи с этим комментируемая глава содержит много процедурных положений.
Статья 84.1. Добровольное предложение о приобретении более 30 процентов акций открытого общества
1. Приобретение более 30% акций открытого акционерного общества в большинстве случаев означает установление контроля за его деятельностью, обзаведение блокирующим пакетом акций. Предполагаемый приобретатель: а) не имеет акций данного общества; б) уже имеет (один или вместе со своими аффилированными лицами) акции общества; в) намерен стать владельцем (один или вместе с аффилированными лицами) более 30% акций общества. Предложение о продаже акций можно сделать индивидуально каждому из акционеров либо относительно безадресно путем публичной оферты. Во избежание злоупотреблений Закон предписывает для рассматриваемых случаев использование публичной оферты, направляемой акционерам - владельцам акций соответствующих категорий. Если открытое акционерное общество выпускало ценные бумаги, конвертируемые в акции, то оферта об их приобретении может быть сделана владельцам этих ценных бумаг. Закон говорит о добровольном предложении со стороны лица, выражающего намерение приобрести акции. По-видимому, речь идет о недопустимости формирования воли покупателя под внешним воздействием. Недействительность сделок, заключенных под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной предусмотрена ст. 178, 179 ГК РФ. Доказывание указанных обстоятельств, особенно в отношении покупателей, являющихся юридическими лицами, представляется весьма проблематичным. 2. Содержание добровольного предложения определено Законом с такой степенью детализации, которая должна обеспечить максимальную прозрачность сделки. При этом отчуждатель акций получает подробную информацию о приобретателе и не только о нем. Тот, кто направил добровольное предложение, может действовать в интересах третьих лиц, но от своего имени. Такая юридическая конструкция близка договору комиссии, в котором комиссионер действует от своего имени, но в интересах комитента. Точно так же доверительный управляющий действует в интересах учредителя управления. Не исключены и другие случаи деятельности лица, сделавшего добровольное предложение в интересах третьего лица. Сведения об этом третьем лице также должны быть сообщены отчуждателю. 3. В качестве лица, направившего добровольное предложение, может выступать также юридическое лицо. В этих случаях Закон требует сообщить дополнительные сведения, из которых отчуждатель может узнать о всех лицах, имеющих в высшем органе управления приобретателя самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами 20 и более процентов голосов. Если речь идет о юридических лицах, зарегистрированных в офшорных зонах, где создается благоприятный режим сохранения в тайне сведений о финансовом положении зарегистрированного, в добровольном предложении должна содержаться указанная информация при 10% упомянутых голосов. Кроме того, предоставляется информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями этого юридического лица (например, об учредителе доверительного управления акциями). 4. Закон позволяет включить в добровольное предложение и другие сведения, примерный перечень которых приводится. Особенно важно, что Закон обращает внимание на раскрытие планов лица, сделавшего предложение относительно дальнейшей судьбы открытого общества и его работников. К сожалению, встречаются случаи завладения контрольным пакетом акций действующего предприятия с целью его последующего перепрофилирования с сокращением персонала или полной ликвидации. Гарантии, предоставляемые в таких случаях трудовым законодательством, недостаточны. Поэтому отчуждателям акций следует требовать от приобретателя представления необходимых сведений для принятия взвешенного решения. 5. Исполнение лицом, сделавшим добровольное предложение о приобретении акций (ценных бумаг, конвертируемых в акции), принятых на себя обязательств обеспечивается банковской гарантией (ст. 368 - 379 ГК РФ). Особенность банковской гарантии применительно к рассматриваемым отношениям состоит в запрете требовать от бенефициария дополнительных документов для реализации своих претензий и в установлении достаточно длительного срока действия гарантии. 6. Добровольное предложение о приобретении акций (публичная оферта) связывает предложившего и в том отношении, что он не вправе изменить содержащиеся в предложении условия приобретения обозначенных в нем акций до истечения срока действия предложения. 7. Положения, содержащиеся в комментируемой главе, устанавливают достаточно строгий порядок приобретения значительного пакета акций. Закон изымает из действия этого порядка приобретение 30 и более процентов акций инвестиционного фонда, исходя из того, что акционерные инвестиционные фонды обеспечивают большую прозрачность своей деятельности, подчиняясь правилам Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".
Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций открытого общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого общества
1. Если в ст. 84.1 речь идет о добровольном предложении приобретения акций и/или ценных бумаг, конвертируемых в акции, то комментируемая статья вводит категорию обязательного предложения приобретения наследства. Правило об обязательном предложении направлено на стимулирование дальнейшей концентрации капитала, обеспечивая тем самым более эффективное управление акционерным обществом. Предложение о приобретении должно сделать лицо, которое уже владеет более 30% общего количества акций открытого общества. Определен срок, в течение которого обязательное предложение следует направить владельцам акций, - 35 дней с момента внесения приходной записи по лицевому счету, свидетельствующей о добровольном приобретении. Адресатами обязательного предложения считаются все владельцы соответствующих ценных бумаг. До истечения срока действия обязательного предложения предложивший не вправе приобретать ценные бумаги, обозначенные в предложении, на иных условиях. 2. Содержание обязательного предложения Закон определил императивно: в нем должны быть отражены лишь те данные, которые предписывает Закон. Перечень требований к обязательному предложению совпадает с требованиями, определяющими содержание добровольного предложения. В дополнение к указанным требованиям необходимо также указывать имя или наименование акционеров открытого общества (адресатов предложения), являющихся аффилированными лицами лица, направившего обязательное предложение. Процедура приобретения акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции, поставлена в жесткие временные рамки, что позволяет избежать состояния неопределенности в отношениях акционеров. Как и при подаче добровольного предложения, в обязательном предложении могут быть указаны планы приобретателя в отношении открытого общества, в частности в отношении его работников. 3. Требования к банковской гарантии определяются не только правилами п. 5 ст. 84.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" и общими нормами ст. 368 - 379 ГК РФ, но и нормативными актами, регулирующими деятельность банковской системы, в частности Федеральным законом от 20 марта 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Некоторые разъяснения о применении банковской гарантии содержатся в информационном письме Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 N 27 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского Кодекса Российской Федерации о банковской гарантии" <*>. -------------------------------- <*> Вестник ВАС РФ. N 3. С. 88.
4. Правила комментируемого п. 4 направлены на исключение возможности спекулятивного определения цены акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции и являющихся предметом обязательного предложения. Цена, указываемая в обязательном предложении, определяется не по усмотрению оферента - она должна соответствовать средневзвешенной цене бумаг, по которой они продавались на торгах организатора торговли (бирже) за последние шесть месяцев до дня предъявления текста обязательного предложения в ФСФР. Если ценные бумаги не были в обращении, их цена определяется независимым оценщиком, но не может быть ниже рыночной стоимости. В течение шести месяцев до даты направления обязательного предложения приобретатель (и его аффилированные лица) могли приобрести некоторое число ценных бумаг у того же самого открытого общества. В таком случае приобретатель в обязательном предложении должен обозначить наивысшую цену, по которой он уже приобретал ценные бумаги. 5. Форма оплаты ценных бумаг, приобретаемых по обязательному предложению, определяется по усмотрению отчуждателя бумаг: либо деньгами, либо другими ценными бумагами. Последнее означает, что если у приобретателя имеются ценные бумаги отчуждателя, он не вправе использовать их как средство оплаты приобретаемых ценных бумаг. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что при отсутствии ясно выраженного пожелания отчуждателя о форме оплаты таковая производится деньгами. Денежная оценка ценных бумаг, которыми предстоит расплачиваться приобретателю, проводится таким образом, чтобы избежать необоснованного завышения их цены. 6. Когда приобретатель по добровольному предложению приобрел акции открытого общества и вместе со своими аффилированными лицами стал владельцем более 30% общего количества акций АО, он, до даты направления обязательного предложения, имеет право голосовать лишь тридцатью процентами общего количества акций. 7. Запрещение голосовать акциями, вновь приобретенными по добровольному или обязательному предложениям, относится только к акциям, превышающим долю в 50 и 75% общего количества таких акций открытого общества. 8. Правила комментируемой статьи не распространяются на ряд случаев приобретения ценных бумаг открытого общества. В частности, если приобретение осуществляется на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг либо если акции приобретены на основании ранее направленного обязательного предложения. Исключение сделано также для случаев перехода акций вследствие внутренних актов - погашение части акций самим обществом, реализация акционером своего преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций. Кроме того, принимаются во внимание специальные правила ст. 84.7 и 84.8 (см. комментарий к этим статьям).
Статья 84.3. Обязанности открытого общества после получения добровольного или обязательного предложения. Порядок принятия добровольного или обязательного предложения
1. Добровольное или обязательное предложение о приобретении ценных бумаг направляется владельцам этих бумаг через открытое общество. Поступившее предложение обязан рассмотреть совет директоров, дать оценку его содержанию и принять рекомендации в адрес владельцев ценных бумаг, являющихся предметом предложения. Совет директоров не вправе отклонить предложение. 2. Добровольное или обязательное предложение вместе с рекомендациями совета директоров в течение 15 дней со дня поступления направляется всем владельцам ценных бумаг, которым предложено продать бумаги. Порядок направления такой же, как порядок направления извещения о проведении общего собрания акционеров, предусмотренный ст. 52 Закона. Если уставом открытого общества предусмотрено опубликование извещения об общем собрании в конкретном печатном органе, то и предложение о продаже ценных бумаг вместе с рекомендациями совета директоров должно быть в нем опубликовано. Рекомендации совета директоров должны быть направлены и лицу, которое сделало добровольное или обязательное предложение. Лицо, направившее добровольное или обязательное предложение о продаже ценных бумаг, вправе произвести независимую оценку этих бумаг. В этом случае к предложению для владельцев ценных бумаг прилагается отчет независимого оценщика о рыночной стоимости приобретаемых ценных бумаг. Выполнение открытым обществом обязанностей, связанных с процедурами оформления поступивших предложений, требует дополнительных расходов, которые должно возместить лицо, сделавшее предложение. 3. Информация о предложении может быть доведена до владельцев ценных бумаг любым дополнительным способом после того, как добровольное или обязательное предложение поступило в открытое общество. Эта информация должна соответствовать добровольному или обязательному предложению. 4. Независимо от того, является ли предложение добровольным или обязательным, владелец ценных бумаг вправе его принять и направить предложившему заявление об этом. Заявление либо направляется по почте, либо передается лично, если это предусмотрено в предложении о продаже ценных бумаг. Заявление не может быть направлено по факсу или электронной почтой. Владелец ценных бумаг выбирает форму оплаты (деньгами или иным образом). Закон предусматривает возможность отзыва заявления о продаже ценных бумаг, но до истечения срока принятия предложения. 5. Если к продаже предложено большее количество ценных бумаг по сравнению с общим количеством акций, указанным в предложении, акции приобретаются у продавцов пропорционально количеству акций, указанных в заявлении каждого продавца. Но в добровольном или обязательном предложении может быть предусмотрен иной порядок приобретения акций, например путем предоставления оференту права самостоятельно выбрать необходимые ему акции. 6. Добровольное или обязательное предложение, договор о продаже ценных бумаг, заключенный на основе этого предложения, могут нарушить настоящий Закон, в результате чего бывшему владельцу ценных бумаг будут причинены убытки. В таком случае бывший владелец вправе требовать возмещения убытков от лица, направившего соответствующее предложение. 7. Ценные бумаги должны быть переданы приобретателю свободными от любых прав третьих лиц (например, права залога). 8. Приобретаемые ценные бумаги должны быть зачислены на лицевой счет (счет депо) приобретателя в срок, указанный в добровольном или обязательном предложении. Если этого не произойдет (владелец ценных бумаг своевременно не направил их приобретателю), сделавший предложение вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о приобретении ценных бумаг и потребовать возмещения убытков (например, затрат на оформление приобретения ценных бумаг). Если сделавший предложение о продаже ценных бумаг не оплатит в срок приобретенные ценные бумаги, прежний владелец может реализовать предоставленную ему банковскую гарантию, предъявив требование об оплате гаранту. Ему также предоставлено право в одностороннем порядке расторгнуть договор о приобретении ценных бумаг и потребовать их возвращения. 9. По истечении 30 дней с даты, когда закончился срок для принятия добровольного или обязательного предложения, приобретатель обязан направить отчет о том, к чему привело принятие его предложения. Отчет направляется в ФСФР и в открытое общество, акционеры которого продали свои ценные бумаги.
Статья 84.4. Изменение добровольного или обязательного предложения
1. Добровольное или обязательное предложение может быть изменено предложившим, однако в направлении улучшения положения владельца ценных бумаг: увеличение цены приобретаемых бумаг и/или сокращение сроков оплаты бумаг. При увеличении цены должна быть изменена и банковская гарантия, которая будет обеспечивать исполнение обязательства в полном объеме с учетом увеличения цены. Если в общество поступит конкурирующее предложение, первоначальный оферент вправе продлить срок принятия его предложения до момента истечения срока принятия конкурирующего предложения. 2. Лицо, направившее добровольное или обязательное предложение, обязано внести в него необходимые изменения, если до истечения срока принятия предложения более чем на 10% увеличилась или уменьшилась доля ценных бумаг, находящихся во владении предложившего и его аффилированных лиц, в отношении которых направлено предложение. При изменении сведений о лице, направившем предложение, соответствующие изменения должны быть включены в состав предложения. 3. Изменения предложения доводятся до сведения владельцев ценных бумаг и сообщаются лицу, направившему конкурирующее предложение.
Статья 84.5. Конкурирующее предложение
1. Добровольное или обязательное предложение, поступившее в открытое общество, не препятствует подаче другого добровольного предложения в отношении тех же ценных бумаг. Но конкурирующее предложение должно быть направлено не позднее чем за 25 дней до истечения срока принятия последнего из ранее полученных обществом предложений. Закон исходит из того, что число последовательно поступающих предложений не ограничено. 2. Конкурирующим может быть только предложение, выгодно отличающееся от уже сделанного. В связи с этим предлагаемая в конкурирующем предложении цена ценных бумаг не должна быть ниже указанной в предыдущем предложении, а количество приобретаемых бумаг - меньше заявленного предыдущим покупателем. В конкурирующем предложении не обязательно обозначать точное количество приобретаемых ценных бумаг - достаточно предусмотреть приобретение всех ценных бумаг соответствующего вида, категории (типа). 3. В целях обеспечения открытости совершаемых сделок и создания условий для честной конкуренции конкурирующее предложение одновременно с его направлением владельцам ценных бумаг открытое общество (адресат предложения) должно направить также лицам, сделавшим ранее добровольное или обязательное предложение.
Статья 84.6. Порядок принятия решений органами управления открытого общества после получения добровольного или обязательного предложения
1. В открытом обществе, получившем в адрес своих акционеров добровольное или обязательное предложение о продаже ценных бумаг, решения о дальнейшем движении предложения и решения, связанные с изменениями в пакете ценных бумаг, принимает общее собрание акционеров. Комментируемая статья устанавливает закрытый перечень операций, которые могут быть совершены только по решению общего собрания, потому что они затрагивают интересы акционеров (может измениться стоимость акций, снизиться их оборотоспособность и т. д.), которым направлено добровольное или обязательное предложение. Установлены более строгие критерии определения крупной сделки: ее сумма определена минимум в 10% балансовой стоимости активов открытого общества против 50% по п. 3 ст. 79 Закона. Точно так же одобрение сделки с заинтересованностью возможно только по решению общего собрания акционеров, но не решением совета директоров (см. ст. 83 Закона). Существенно, что ограничения, установленные комментируемой статьей, действуют в течение 20 дней после окончания срока принятия добровольного или обязательного предложения. Ограничения могут сохраниться и на более длительный срок, если лицо, приобретшее более 30% акций открытого общества, потребует созыва общего собрания для проведения выборов нового состава совета директоров. В этом случае ограничения действуют до подведения итогов голосования об избрании членов совета директоров. До этого момента работает прежний состав совета директоров, ограниченный в своих действиях правилами настоящей статьи. 2. Сделка, совершенная с нарушением установленных ограничений, может быть признана недействительной по иску заинтересованных лиц - открытого общества, акционера или лица, направившего добровольное или обязательное предложение. В зависимости от характера нарушений ответчиками по таким искам может быть само общество, совет директоров и конкретные должностные лица.
Статья 84.7. Выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию их владельцев
1. На лицо, которое в результате сделанного им добровольного предложения стало владельцем 95% акций открытого общества (вместе со своими аффилированными лицами), возлагается обязанность выкупить оставшиеся 5% акций и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, но только в том случае, если этого потребуют владельцы указанных ценных бумаг. Никакого понуждения владельцев не допускается. 2. После того как лицо стало владельцем 95% акций, оно обязано уведомить остальных акционеров об имеющемся у них праве требовать выкупа принадлежащих им акций. Уведомление направляется через общество. Закон исчерпывающе перечисляет сведения, которые должны содержаться в уведомлении. Кроме обязательных требований, возможно также приложение к уведомлению копии отчета независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг. Такое приложение может иметь место, если оценка производилась. Оплата выкупаемых ценных бумаг производится только деньгами. 3. В подтверждение серьезности намерения выкупить ценные бумаги и в обеспечение их оплаты к уведомлению прилагается банковская гарантия. 4. Для заявления требования о выкупе ценных бумаг Закон устанавливает срок в шесть месяцев со дня направления владельцу этих бумаг уведомления о том, что им принадлежит такое право. Следует обратить внимание, что указанный срок исчисляется не со дня получения уведомления владельцем ценных бумаг, а со дня направления уведомления. Требование о выкупе направляется лицу, сделавшему добровольное предложение о приобретении ценных бумаг и уже владеющему 95% всего количества акций открытого общества. Передаваемые ценные бумаги должны быть свободны от любых прав третьих лиц (например, не должно быть предметом залога). 5. Оплата ценных бумаг должна быть произведена в течение 15 дней со дня, когда покупатель получил документы, предусмотренные п. 4 комментируемой статьи. 6. Цена выкупаемых ценных бумаг определяется так, чтобы наилучшим образом обеспечить имущественные интересы отчуждателей. Она не должна быть ниже той цены, по которой ценные бумаги приобретались на основе добровольного или обязательного предложения, и ниже наибольшей цены, по которой эти бумаги приобретались после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения. Иначе говоря, изменение конъюнктуры на рынке ценных бумаг или иных обстоятельств, существенных для приобретателя, не должно ухудшить положение владельцев ценных бумаг. 7. Если приобретатель ценных бумаг не произведет их оплаты в установленные Законом сроки, владелец, реализующий свое право на выкуп, может по своему выбору либо обратиться за оплатой к гаранту, либо отказаться от договора и потребовать возврата бумаг. Компенсация возможных убытков в виде упущенной выгоды Законом не предусмотрена. 8. Владелец ценных бумаг, не получив уведомления о своем праве требовать выкупа у него этих бумаг, вправе предъявить требование о выкупе к лицу, приобретшему не менее 95% акций общества, по собственной инициативе. Требование предъявляется с приложением копии распоряжения, сделанного держателю реестра ценных бумаг о передаче выкупаемых ценных бумаг приобретателю. В этом случае все операции по лицевому счету владельца ценных бумаг блокируются до момента оплаты ценных бумаг, подтвержденной представлением держателю реестра документов об оплате этих бумаг. Срок оплаты - 15 дней со дня получения требования о выкупе. Если оплата не произведена, то ограничения в обращении ценных бумаг снимаются, а распоряжение о их передаче аннулируется. 9. Вместо выполнения обязанностей, указанных в настоящей статье, приобретатель вправе направить в открытое общество требование о выкупе ценных бумаг, но обязан выполнить требования владельцев ценных бумаг, заявленные ими до того, как он предъявил свое требование о выкупе.
Статья 84.8. Выкуп ценных бумаг открытого общества по требованию лица, которое приобрело более 95% акций открытого общества
1. Лицо, уже ставшее владельцем (вместе со своими аффилированными лицами) не менее 95% общего количества акций открытого общества, вправе направить в общество требование о выкупе ценных бумаг. Срок для заявления такого требования зависит от того, было ли сделано добровольное предложение о приобретении всех акций общества или обязательное предложение, в результате которого было приобретено не менее 10% общего количества акций. 2. В числе реквизитов требования о выкупе ценных бумаг особое внимание следует обратить на обозначение даты, на которую будет составляться список владельцев выкупаемых ценных бумаг. Список должен составляться не ранее чем через 45 дней и не позднее чем через 60 дней после направления требования о выкупе в открытое общество. Таким образом, для составления указанного списка отводится 15 дней. К требованию о выкупе ценных бумаг прилагается копия отчета независимого оценщика о рыночной стоимости этих ценных бумаг. 3. Открытое общество, получив требование о выкупе ценных бумаг, направляет его владельцам ценных бумаг. Ценные бумаги могут быть предметом залога или иного обременения, объектом доверительного управления. Поэтому требование о выкупе должно быть направлено также залогодержателю, доверительному управляющему, иному лицу, в интересах которого установлено обременение. Требование о выкупе должно быть направлено также регистратору, если он является держателем реестра владельцев ценных бумаг. Перечисленные действия открытого общества и регистратора требуют определенных расходов, которые должны быть возмещены лицом, требующим выкупа ценных бумаг. 4. Рыночная стоимость выкупаемых ценных бумаг определяется независимым оценщиком, который при этом не вправе устанавливать цену ниже: а) цены приобретения на основе добровольного или обязательного предложения, результатом которого стало наличие у покупателя не менее 95% акций общества; б) наибольшей цены, по которой ценные бумаги были приобретены покупателем или его аффилированными лицами после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого в руках приобретателя и его аффилированных лиц оказалось более 95% акций открытого общества. Оплата выкупаемых ценных бумаг производится только деньгами. Использование иных способов расчетов не допускается. Если владелец выкупаемых ценных бумаг полагает, что цена их определена неправильно, он может обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, но предъявление такого иска не приостанавливает выкуп ценных бумаг и не является основанием для признания его недействительным. Спор в данном случае идет лишь о цене выкупаемых бумаг. 5. Открытое общество обязано в течение 14 дней с даты, на которую составляется список владельцев ценных бумаг, передать этот список приобретателю. Список составляется на дату, указанную в требовании о выкупе ценных бумаг. Со дня составления списка все операции с выкупаемыми ценными бумагами приостанавливаются. Эти ограничения могут быть сняты, если приобретатель не представит держателю реестра владельцев ценных бумаг документы, подтверждающие оплату этих бумаг. 6. Для получения оплаты за выкупленные ценные бумаги владелец этих бумаг может направить покупателю заявление с указанием реквизитов своего счета в банке или указать адрес для почтового перевода платежа. Срок направления такого заявления - не позднее даты, указанной в требовании о выкупе ценных бумаг. 7. Покупатель обязан оплатить ценные бумаги по банковским реквизитам продавца или почтовым переводом, как будет указано в заявлении отчуждателя. При неполучении заявления с указанием адреса платежа покупатель перечисляет причитающиеся владельцу ценных бумаг денежные средства в депозит нотариуса по местонахождению открытого общества. Надлежащим исполнением обязательства по оплате ценных бумаг считается также перечисление денежных средств номинальному держателю ценных бумаг, который не раскрыл данных о лицах, в интересах которых он владеет бумагами. 8. В течение трех дней после получения документов, подтверждающих оплату ценных бумаг, держатель реестра владельцев ценных бумаг списывает их с лицевых счетов продавцов и зачисляет на лицевой счет покупателя.
Статья 84.9. Государственный контроль за приобретением акций открытого общества
1. Государственный контроль за приобретением акций открытого общества осуществляет ФСФР. Основные документы, инициирующие процесс смены владельцев акций открытого общества, подвергаются предварительной проверке ФСФР. В этот орган исполнительной власти должны быть представлены (предварительное уведомление): а) добровольное или обязательное предложение о приобретении ценных бумаг; б) уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг; в) требование о выкупе ценных бумаг. В момент представления указанных документов на экземпляре, остающемся у заявителя, должна быть сделана соответствующая отметка. Если в течение 15 дней после этого ФСФР не потребует уточнений или изменений, соответствующие предложения, уведомления или требования могут быть направлены в открытое общество. Эти правила относятся к ценным бумагам, обращающимся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг. 2. Если ценные бумаги не обращаются на торгах, добровольное или обязательное предложение об их приобретении направляется в открытое общество с предварительным уведомлением ФСФР не позже даты направления в общество. 3. В ФСФР к представляемым предложениям, уведомлениям или требованиям должны быть приложены нотариально удостоверенные копии документов, прилагаемых к соответствующим добровольному или обязательному предложению, уведомлению или требованию. 4. Не соответствующие требованиям Закона предложения, уведомления или требования должны быть по указанию ФСФР приведены в соответствие с установленными правилами. Основаниями для предписания о внесении изменений и дополнений являются: отсутствие документов, которые должны быть представлены вместе с добровольным или обязательным предложением, уведомлением о праве требовать выкупа ценных бумаг или требованием о выкупе бумаг; отсутствие в представленных предложениях, уведомлениях и требованиях тех сведений, указания которых требует Закон; нарушение порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, в частности установление факта манипулирования ценами, приведшего к снижению стоимости бумаг. Но этот факт принимается во внимание только в том случае, если он имел место в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в ФСФР. Предписания ФСФР могут быть обжалованы в арбитражный суд. 5. Если ФСФР пропустила срок для выдачи предписания об устранении недостатков в представленных документах, она вправе обратиться в арбитражный суд по местонахождению открытого общества с иском о приведении предложения, уведомления или требования в соответствие с нормами Закона. Основания те же, что указаны в п. 4 комментируемой статьи. 6. Изменения, которые будут внесены в документы по предписанию ФСФР, должны быть сообщены в ФСФР не позднее даты, когда эти изменения направляются в открытое общество. Целесообразно в первую очередь поставить в известность об изменениях ФСФР, а затем уже сообщать о них открытому обществу. 7. Порядок представления в ФСФР добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг и требования о выкупе ценных бумаг устанавливается ФСФР.
Статья 84.10. Особенности учета привилегированных акций
Привилегированные акции, которые в соответствии с уставом открытого общества предоставляют владельцу право голоса, размещенные до 1 января 2002 г., учитываются при определении доли акций общества, например при формировании 95% всего количества акций, как это предусмотрено ст. 84.8 Закона. Принимаются во внимание также привилегированные акции, образовавшиеся в результате конвертирования эмиссионных ценных бумаг, размещенных до 1 января 2002 г. Каждая привилегированная акция, предоставляющая право более чем на один голос, учитывается по количеству зафиксированных в ней голосов.
Название документа