Организация осуществляет расходы на рекламу своего логотипа путем нанесения его на гоночный болид, экипировку гонщика, участвующего в соревнованиях, и гараж. После нанесения логотипа на вышеуказанные предметы организация также создает видео(аудио)ролики для показа (прослушивания) их на телевидении (радио). Можно ли расходы на рекламу логотипа организации и расходы на показ (прослушивание) видео(аудио)роликов учитывать в расходах для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ: Расходы на рекламу логотипа организации и на показ (прослушивание) видео(аудио)роликов организация вправе учитывать в расходах для целей исчисления налога на прибыль в полном объеме. Расходы на размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль на основании абз. 5 п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ в размере, не превышающем 1 процента от выручки.
Обоснование: Для ответа на вышеуказанный вопрос вначале следует обратиться к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ).
Так, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
А объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Вышеуказанные определения содержатся в ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ.
Получается, что реклама может распространяться любым способом и с использованием любых средств, в частности, путем нанесения логотипа на гоночный болид, экипировку гонщика и гараж, а также путем показа (прослушивания) на телевидении (радио) специально созданных видео(аудио)роликов.
Кроме того, Федеральный закон N 38-ФЗ содержит специальную статью, положения которой устанавливают особенности рекламы на транспортных средствах и с их использованием. Так, размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 38-ФЗ).
Также следует отметить, что согласно п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в частности, изобретения, фирменные наименования и товарные знаки и знаки обслуживания.
Следовательно, логотип организации и видео(аудио)ролики, являющиеся результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации организации, признаются объектом рекламирования.
Учитывая данные обстоятельства, можно сделать вывод о том, что размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже, а также показ (прослушивание) на телевидении (радио) специально созданных видео(аудио)роликов признаются рекламой.
Что касается налогового законодательства, то необходимо обратить внимание на положение пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы, поименованные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Отмечу, что такие расходы учитываются для целей налогообложения в полном объеме. Среди них присутствуют расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачу по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Каких-либо иных положений в отношении учета расходов на рекламу положениями гл. 25 НК РФ не установлено. В связи с этим необходимо руководствоваться только вышеуказанными положениями, которые необходимо применять с учетом норм ст. 252 НК РФ. Поскольку расходы на показ (прослушивание) на телевидении (радио) специально созданных видео(аудио)роликов относятся к расходам на рекламные мероприятия через средства массовой информации, которые поименованы в абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ, то они могут быть учтены для целей налогообложения в полном объеме.
Что касается расходов на размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже, то следует обратить внимание на Письмо Минфина России от 11.03.2004 N 04-02-05/4/4. В нем был сделан вывод о том, что расходы, связанные с размещением логотипа компании на экипировке участников спортивно-массовых мероприятий, могут учитываться для целей налогообложения. Однако из Письма не представляется возможным сделать вывод в отношении того, в каком размере данные расходы могут быть учтены.
В связи с этим следует сказать, что расходы на размещение логотипа организации на гоночном болиде, экипировке гонщика и гараже не поименованы в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Поэтому в полном объеме они не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения. Однако, учитывая, что такие расходы все-таки относятся к рекламным согласно положениям Федерального закона N 38-ФЗ, их можно учитывать для целей налогообложения на основании абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
Аналогичного мнения придерживается ФАС Московского округа в своем Постановлении от 17.03.2009 N КА-А40/1688-09. В данном Постановлении речь шла о расходах организации на размещение ее логотипа и наименования на спортивной форме учащихся.
Д. В.Осипов
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
10.02.2012