Налогоплательщик (нефтяная компания) имеет лицензионные участки недр, соответствующие критериям п. 5 ст. 342 НК РФ (с начальными извлекаемыми запасами до 5 млн т и выработанностью меньше или равной 0,05)

С 1 января 2012 г. для расчета НДПИ по нефти, добытой на указанных лицензионных участках, применяется специальный понижающий коэффициент (КЗ), характеризующий величину запасов конкретного участка недр, величина которого зависит только от начальных извлекаемых запасов нефти (V3) по конкретному участку недр, определяемых по данным государственного баланса запасов, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода. То есть в самой формуле расчета коэффициента заложено, что он не меняется по мере выработке участка недр.

Степень выработанности запасов конкретного участка недр по имеющимся у налогоплательщика мелким и слабовыработанным лицензионным участкам (соответствующим критериям, установленным в п. 5 ст. 342 НК РФ) будет определяться по состоянию на 1 января 2012 г. на основании данных государственного запаса на 1 января 2011 г., то есть степень выработанности для целей применения коэффициента КЗ будет определяться один раз - на момент начала применения коэффициента КЗ и в дальнейшем никак не будет влиять ни на его величину, ни на возможность его применения.

Вправе ли налогоплательщик в целях НДПИ применять коэффициент КЗ в течение всего периода разработки недр вплоть до достижения на указанных лицензионных участках 100%-ной выработанности, при условии, что величина начальных извлекаемых запасов нефти (V3) по конкретному участку недр, используемая при расчете коэффициента КЗ, на протяжении всего периода разработки не превышает 5 млн т?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 февраля 2012 г. N 03-06-06-01/3

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения коэффициента, характеризующего величину запасов конкретного участка недр (Кз), при расчете налога на добычу полезных ископаемых и сообщает.

В соответствии с п. 5 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 21.07.2011 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2012 г. предусматривается дифференциация ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) для участков недр с начальными извлекаемыми запасами до 5 млн тонн нефти и степенью выработанности менее или равной 5 процентам.

Степень выработанности участка недр (Свз) для применения коэффициента Кз определяется как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (Vз) конкретного участка недр по состоянию на 1 января 2012 г. на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в 2011 г., - для лицензий, выданных до 1 января 2012 г., либо по состоянию на 1 января года, в котором предоставлена лицензия на право пользования недрами, на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году получения лицензии на право пользования недрами, - для лицензий, предоставляемых начиная с 1 января 2012 г.

Определенная однократно в указанном порядке степень выработанности, меньшая или равная 0,05, дает право на применение коэффициента Кз в течение всего срока действия лицензии на право пользования конкретным участком недр.

При этом в случае, если сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (N) превышает начальные извлекаемые запасы нефти (Vз), использованные при расчете коэффициента Кз по формуле, приведенной в п. 5 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, к сумме превышения применяется коэффициент Кз, равный 1.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

09.02.2012