Автономная некоммерческая организация (АНО) предоставляет услуги дошкольного образования, осуществляет образовательный и воспитательный процесс. Учредителями АНО являются мэрия муниципального образования и коммерческая организация. Финансирование осуществляется в соответствии с договорами субсидий и целевого финансирования
В августе 2010 г. по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом мэрия муниципального образования передала АНО здание заброшенного детского сада. В соответствии с договором субсидии от 04.10.2010 мэрия муниципального образования предоставляет АНО субсидии на восстановление здания для осуществления в последующем деятельности, предусмотренной уставом АНО (дошкольное образование), и обустройство прилегающей территории. Договором субсидии предусмотрены следующие статьи расходов: ремонтные работы, озеленение, приобретение мебели, мягкого инвентаря, оборудования, коммунальные расходы.
В марте 2011 г. АНО заключила договоры подряда по благоустройству и озеленению территории детского сада. Работы подрядчиками выполнены в полном объеме и в срок.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые насаждения используют для отделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.
На основании вышеизложенного организация полагает, что расходы по благоустройству и озеленению территории детского сада произведены во исполнение обязательных требований СанПиН 2.4.1.2660-10, необходимых для осуществления основной деятельности организации, являются обоснованными и могут учитываться при расчете налога на прибыль организаций в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства), сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования.
Кроме того, из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование (п. 3 ст. 256 НК РФ).
Таким образом, поскольку здание детского сада было получено АНО по договору безвозмездного пользования, а благоустройство и озеленение территории осуществлялось за счет бюджетного финансирования, организация полагает, что нет оснований для отнесения данных расходов на увеличение стоимости основных средств и включения в налоговую базу по налогу на имущество организаций. Правомерна ли позиция организации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 февраля 2012 г. N 03-05-05-01/09
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рассмотрел письмо по вопросам отнесения произведенных за счет бюджетных средств расходов по благоустройству и озеленению территории на увеличение стоимости основных средств (здания), полученных по договору безвозмездного пользования, и включения в налоговую базу по налогу на имущество организаций и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что при определении налоговой базы и исчислении налога на имущество организаций необходимо руководствоваться положениями гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Положения гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса (в том числе ст. ст. 256 и 264 Кодекса) на налог на имущество организаций не распространяются.
В соответствии со ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса. Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Условия принятия организацией актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/01", утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. В соответствии с указанным Положением к основным средствам относятся: многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. Капитальные вложения в многолетние насаждения, на коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
07.02.2012