ООО (строительная организация) является собственником грузового автомобиля, в конструкцию которого внесены изменения. В частности, изменена конструкция кузова: бортовой кузов, используемый для перевозки грузов, демонтирован и вместо него установлен крытый кузов "вахтовка" для перевозки людей к строящимся объектам. Вправе ли собственник транспортного средства в целях налога на прибыль учесть в составе расходов затраты на переоборудование автомобиля, если свидетельство на переоборудованный автомобиль собственнику не выдано по причине наличия замечаний, указанных в диагностической карте? При этом автомобиль по данной причине не эксплуатируется

Ответ: ООО (строительная организация), являющееся собственником грузового автомобиля, в конструкцию которого внесены изменения: бортовой кузов, используемый для перевозки грузов, демонтирован и вместо него установлен крытый кузов "вахтовка" для перевозки людей к строящимся объектам, вправе списывать затраты на дооборудование кузова через механизм амортизации, предусмотренный ст. 257 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), только после получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. При отсутствии такого свидетельства не соблюдается условие п. 1 ст. 252 Кодекса: автомобиль не эксплуатируется, отсутствует деятельность, направленная на получение дохода.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. В целях гл. 25 Кодекса к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Под техническим перевооружением понимается комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (п. 2 ст. 257 Кодекса).

По мнению Минфина России, разграничивать модернизацию и ремонт основных средств следует исходя из наличия изменений технологического или служебного назначения основного средства или приобретения им других, новых качеств (Письмо от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).

В случае, указанном в вопросе, изменено технологическое и служебное назначение основного средства (вместо перевозки грузов осуществляется перевозка людей).

Следовательно, в данном случае работы следует квалифицировать как модернизацию (реконструкцию, дооборудование). Аналогичный вывод содержит Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.04.2007 N А33-26135/05-Ф02-1027/07 (обществом произведены работы по врезке люка). По мнению судей, при врезке люка у автомобиля возникает новая функция (качество), следовательно, названные работы являются дооборудованием автомобиля, затраты на которое списываются через механизм амортизации.

Затраты по замене бортового кузова на "вахтовку" аналогично списываются через механизм амортизации.

Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" утверждены Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок). Приказ МВД России N 1240 зарегистрирован в Минюсте России 25.01.2001 N 2548.

Порядок определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в ГИБДД МВД России автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Пунктом 11.1 Порядка установлено, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется производителем этих работ. Допускается самостоятельно осуществлять работы по внесению только тех изменений в конструкцию транспортного средства, на которые имеется разрешение уполномоченной на то организации.

Такими организациями являются органы по сертификации, технические службы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) по сертификации, организации - изготовители транспортных средств, а также другие организации, уполномоченные Главным управлением ГИБДД (п. 3 Порядка).

После внесения изменений в конструкцию транспортного средства производители этих работ на основании п. 11.2 Порядка выдают собственнику транспортного средства заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства.

Техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО, по результатам проверки на транспортное средство оформляется диагностическая карта, которая выдается собственнику транспортного средства (п. п. 13 и 13.1 Порядка).

Форма диагностической карты транспортного средства утверждена Приказом МВД России от 15.03.1999 N 190, зарегистрированным в Минюсте России 22.04.1999, регистрационный N 1763 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N N 18 - 19).

При проведении проверки конструкции и технического состояния транспортного средства контролируется также соответствие объема и качества выполненных работ, указанных в заявлении-декларации. Сведения об этом включаются в графу "Замечания о выявленных в ходе проверки дефектах и дополнительная информация" диагностической карты (согласно п. 13.2 Порядка).

Для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство, документы, поименованные в п. 14.1 Порядка, в том числе и диагностическую карту.

Согласно п. 14.3 Порядка по результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности или отказывает в его выдаче.

В данном случае ГИБДД отказывает в выдаче свидетельства (замечания, указанные в диагностической карте, не устранены).

В связи с этим ООО не вправе списывать затраты на дооборудование кузова через механизм амортизации, предусмотренный ст. 257 Кодекса, до получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, поскольку не соблюдено условие п. 1 ст. 252 Кодекса: отсутствие свидетельства не позволяет эксплуатировать автомобиль, а значит, осуществлять деятельность, направленную на получение дохода.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

06.02.2012