Признается ли факт отсутствия у организации положения о защите персональных данных работников более года отягчающим обстоятельством при привлечении организации к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ?

Ответ: Факт отсутствия у организации положения о защите персональных данных работников более года не признается отягчающим обстоятельством при привлечении организации к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование: В соответствии со ст. 87 Трудового кодекса РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов.

Необходимость утверждения подобного документа подтверждается судебной практикой (например, Постановление ФАС Московского округа от 26.10.2006 N КА-А40/10220-06).

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Учитывая изложенное, нарушение, выражающееся в отсутствии у организации положения о защите персональных данных работников, в том числе более года, является длящимся нарушением и ответственность за него предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Исходя из ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

На основании ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельства, предусмотренные ч. 1 данной статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Как следует из изложенного, КоАП РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - Закон N 404-ФЗ) предусмотрен закрытый перечень отягчающих обстоятельств, среди которых не указано совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год. При этом КоАП РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 404-ФЗ) не содержит положений, на основании которых иные обстоятельства могут рассматриваться как отягчающие административную ответственность за совершение административных правонарушений.

Законом N 404-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения.

В частности, ст. 4.3 КоАП РФ дополнена ч. 3, согласно которой КоАП РФ могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Одновременно ст. 14.31 КоАП РФ изложена в новой редакции. Подпункт 1 п. 3 примечаний к данной статье (в ред. Закона N 404-ФЗ) предусматривает, что при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного данной статьей либо ст. ст. 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитывается такое обстоятельство, отягчающее административную ответственность, как совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год.

На основании ст. 2 Закона N 404-ФЗ данный Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo. gov. ru 07.12.2011), то есть 07.01.2012.

Таким образом, с 07.01.2012 в ст. 4.3 КоАП РФ предусматривается возможность установления применительно к отдельным видам административных правонарушений иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Однако с 07.01.2012 совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год, рассматривается как отягчающее обстоятельство КоАП РФ только применительно к назначению административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.31, 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ. Аналогичных указаний применительно к назначению административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, КоАП РФ после 07.01.2012 не содержит. Не добавлено такое обстоятельство и в общий перечень отягчающих обстоятельств, приведенный в ст. 4.3 КоАП РФ.

Д. В.Комаров

Счетная палата

Российской Федерации

06.02.2012