Организация, являясь собственником 10 автомобилей, по заключенным с заказчиками услуг договорам в согласованном количестве и по графику передает в пользование автотранспортные средства, поддерживает их техническое состояние, приобретает топливо и предоставляет водителей. При этом маршрут и объем перевозимого груза с заказчиком услуг не согласовываются (услуги оплачиваются исходя из машино-часа). Переводится ли такая деятельность на уплату ЕНВД?
Ответ: По нашему мнению, деятельность по передаче в пользование транспортных средств с экипажем без согласования с заказчиком маршрута и объема перевозок, но при условии содержания указанных транспортных средств организацией-собственником не относится к деятельности, облагаемой ЕНВД. С этим согласны в большинстве случаев контролирующие органы и суды. Однако следует учитывать, что имеется и противоположная позиция по данному вопросу, правомерность которой подтверждена судебной практикой.
Обоснование: Система ЕНВД может применяться в отношении в том числе деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ при перевозке грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).
Таким образом, в случае, когда организация только передает автотранспортные средства, она не осуществляет услуги по перевозке пассажиров или грузов. Такая деятельность по сути является сдачей автотранспорта в аренду с экипажем, что подтверждается также иными признаками договора аренды.
А деятельность по передаче автомобилей в аренду с экипажем не подлежит обложению ЕНВД, с чем согласны и Минфин России, и ФНС России, и суды (Письма Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74, от 10.06.2011 N 03-11-06/3/66, от 20.07.2010 N 03-11-11/204, ФНС России от 23.08.2010 N ШС-17-3/1040; Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2008 N А78-3873/07-С3-12/227-Ф02-1121/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2010 N А81-1415/2010, ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2011 N А44-4806/2010).
Однако надо отметить, что в отдельных разъяснениях Минфина России указывается, что деятельность по сдаче в аренду автотранспортных средств с экипажем облагается ЕНВД (Письмо Минфина России от 03.06.2010 N 03-11-11/154). Эту точку зрения может поддержать суд, указав на то, что, хотя между сторонами и заключен договор аренды автотранспортного средства с экипажем, арендодатель фактически получает доход от перевозки грузов или пассажиров (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.05.2010 N А75-6191/2009). К такому выводу суды могут прийти, если транспортные средства не передавались во владение арендаторов, акты передачи не составлялись, выбытия транспортного средства из обладания собственника не происходило, ремонт осуществлялся перевозчиком.
Е. А.Федорцова
Издательство "Главная книга"
04.02.2012