Организация изготавливает дисконтные карты, дающие право на получение скидки при покупке товара в магазине, с фирменной символикой и реализует их через свой магазин розничной торговли с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров. Следует ли в отношении реализации дисконтных карт применять единый налог на вмененный доход?

Ответ: Если организация изготавливает дисконтные карты, дающие право на получение скидки при покупке товара в магазине, с фирменной символикой и реализует их через свой магазин розничной торговли с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, то, учитывая разъяснения Минфина России и ФНС России, в отношении реализации дисконтных карт ЕНВД применяться не должен.

Обоснование: В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

На основании ст. 346.27 НК РФ розничная торговля представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Причем к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продукции собственного производства (изготовления).

На основании п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Согласно п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Таким образом, ни налоговое, ни гражданское законодательство не содержат понятия дисконтной карты.

По рассматриваемому вопросу Минфин России занимает следующую позицию.

В Письме от 18.01.2011 N 03-11-06/3/1 Минфин России высказал мнение о том, что реализация организацией имущественных прав в виде собственных дисконтных карт, предоставляющих покупателям право на получение скидки при покупке нефтепродуктов через автозаправочные станции организации, в целях гл. 26.3 НК РФ, не относится к розничной торговле, а потому не подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности и облагается налогами в рамках иных режимов налогообложения.

Письмом Минфина России от 29.07.2011 N 03-11-09/49 (направлено Письмом ФНС России от 16.08.2011 N АС-4-3/13324@) (далее - Письмо N 03-11-09/49) указанная позиция подтверждается.

Дисконтная карта, как указывается в Письме N 03-11-09/49, представляет собой обязательство продавца (исполнителя работ, услуг) по предоставлению в будущем скидки владельцу данной карты. Таким образом, дисконтная карта является подтверждением права ее владельца на заключение в будущем договора по льготной (меньшей) цене.

В связи с этим дисконтная карта не может быть признана имуществом и, соответственно, товаром. Кроме того, следует отметить, что ценностью обладает не сама дисконтная карта, а права, которые она предоставляет владельцу.

Исходя из изложенного Минфин России делает вывод о том, что реализация организацией или индивидуальным предпринимателем имущественных прав в виде собственных дисконтных карт, предоставляющих покупателям право на получение скидки, в целях применения гл. 26.3 НК РФ не относится к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

ФНС России в Письме от 15.07.2011 N ЕД-4-3/11487 сообщает, что дисконтная карта - это карта, по которой предоставляется скидка, то есть это документ, подтверждающий право ее владельца на заключение в будущем договора розничной купли-продажи (договора на оказание услуг) по меньшей (льготной) цене.

Поскольку данная карта представляет собой обязательство продавца (исполнителя работ, услуг) по предоставлению в будущем скидки владельцу данной карты, для целей налогообложения дисконтная карта не может быть признана товаром (имуществом) и, следовательно, в отношении реализации дисконтных карт ЕНВД применяться не должен.

Таким образом, в ситуации, когда организация реализует собственные дисконтные карты (изготовленные и выпускаемые организацией), учитывая разъяснения Минфина России и ФНС России, в отношении такой реализации ЕНВД применяться не должен.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

02.02.2012