Организация планирует принять на работу гражданина с двойным гражданством России и Таджикистана. Нужно ли ему получать разрешение на работу в РФ, а также нужно ли уведомлять Федеральную миграционную службу (ФМС России) и центр занятости о заключении трудового договора с таким работником?

Ответ: Законодательство РФ не требует при привлечении к осуществлению трудовой деятельности на территории России гражданина, имеющего двойное гражданство России и Таджикистана, получения им разрешения на работу в РФ, а также уведомления организацией органов ФМС России и центра занятости после заключения трудового договора.

Обоснование: Согласно Письму МИД России от 27.09.2006 N 32253/19 граждане Таджикистана имеют право въезжать в Россию в безвизовом режиме.

Получение для них разрешения на работу в РФ, а также уведомление территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (далее - ФМС) и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (далее - центр занятости), при заключении трудовых договоров с такими работниками предусмотрены в п. 4 ст. 13, п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Однако этот Закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 Закона N 115-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Определение лиц с двойным гражданством дано в Конституции РФ, а также в Федеральном законе от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон N 62-ФЗ).

Согласно ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с абз. 4 ст. 3 Закона N 62-ФЗ двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно ст. 6 Закона N 62-ФЗ гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Между Российской Федерацией и Таджикистаном подписан в г. Москве Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства от 07.09.1995 (далее - Договор). Согласно ст. 1 Договора каждое из государств признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая его гражданства, гражданство другого государства.

В соответствии со ст. 3 Договора лицо, состоящее в двойном гражданстве данных государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает.

Данный Договор ратифицирован Федеральным законом от 15.12.1996 N 152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства".

Таким образом, лицо с двойным гражданством не является иностранным гражданином в рамках законодательства РФ и обладает правами в соответствии с законодательством обоих государств, гражданином которых оно является.

Следовательно, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории России гражданина, имеющего двойное гражданство России и Таджикистана, осуществляется без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, то есть получения работником разрешения на работу в РФ, а также уведомления организацией органов ФМС и центра занятости не требуется.

П. С.Ландо

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

02.02.2012