Коммерческая информация в гражданском праве России

(Карташян А. Г.) ("Юрист", 2006, N 7) Текст документа

КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ

А. Г. КАРТАШЯН

Карташян А. Г., аспирант кафедры гражданского права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Информация является одним из объектов регулирования гражданского права. Данной тематике посвящено большое количество работ в юридической литературе, в которых одним из основных рассматриваемых вопросов является правовой режим информации. Авторами исследуются различные аспекты проблемы, предлагаются разнообразные, порой взаимоисключающие, решения. Однако при этом ни один из исследователей не указывает четко в своих рассуждениях, что именно он понимает под информацией как объектом регулирования гражданского права. А) Ряд авторов придерживаются точки зрения, что понятие информации раскрывается "обобщенным легальным определением" в ст. 139 Гражданского кодекса РФ <*> "Служебная и коммерческая тайна" <**>, причем не уточняется, исчерпывается ли данное понятие этим определением. -------------------------------- <*> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301. <**> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М., 2002. С. 329. (Автор комментария - В. П. Мозолин.)

Б) Другие считают, что под информацией следует понимать "объект гражданского права, имеющий информационное (или преимущественно информационное) содержание", включая в него как коммерческую тайну, так и "иные виды тайн" и даже рекламу <*>. -------------------------------- <*> Ефремов А. А. Информация как объект гражданских прав // http://www. computerlaw. spb. ru/law/doc/a76.php.

В) Некоторые авторы, подробно рассматривая социологические теории информации, затем используют определение, данное в ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" <*>. Однако данный подход <**>, на наш взгляд, нельзя считать приемлемым, поскольку названная норма лишь нормативно воспроизводит общенаучное, может быть, даже общеправовое, но никак не гражданско-правовое определение. -------------------------------- <*> Российская газета. 1995. 22 февр. <**> См., напр.: Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М.: Юристъ, 2002. С. 39 - 44, 166 - 176; Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов В. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб., 2001. С. 22 - 64, 139 - 143.

Г) Остальные исследователи ограничиваются, как правило, лишь констатацией того факта, что информация - это объект гражданских прав <*>. Данная недосказанность, несомненно, ставит под сомнение правоту и применимость их дальнейших рассуждений. -------------------------------- <*> См., напр.: Снытников А. А., Туманова Л. В. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001. С. 149 - 187.

В научной литературе предлагаются различные варианты классификации информации, большинство из которых проведены безотносительно к особенностям гражданского права и потому не могут быть признаны приемлемыми. Некорректно проводить единую классификацию какого-либо явления по единым критериям одновременно для целей частного и публичного права. Как следствие особенностей и отличия предмета частного и публичного права информация играет совершенно разную роль в различных отраслях права. Так, различные виды информации как объекты регулирования гражданского права изучаются, делятся на различные виды, имеют различный правовой режим, исходя прежде, всего из признаков коммерческой ценности и обладания или необладания качествами товара (объекта гражданского оборота), что неприемлемо с точки зрения целей публичного права, его предмета, метода и принципов. Кроме того, в качестве критериев классификации зачастую используются не имеющие значения для права характеристики информации: направление распространения, актуальность, степень организации и т. д. <*>. -------------------------------- <*> См., напр.: Губин П. Е. Право на информацию и обязанность по ее предоставлению как элементы правового статуса субъекта предпринимательской деятельности. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 15; Зельцер М. С. Гражданско-правовой режим информации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 14.

В то же время вопрос о классификации информации крайне важен для гражданско-правового регулирования. В праве существует большое количество разнообразных видов информации, которые в силу существенных отличий друг от друга имеют различную правовую природу, что не позволяет говорить о едином правовом режиме всех видов информации. В первую очередь следует четко обозначить предмет исследования, определить ту информацию, которая является объектом именно гражданско-правового регулирования. Когда речь идет о литературном произведении, о ценной бумаге или ином объекте гражданско-правового регулирования, мы четко представляем, что подразумевается под этими понятиями, хотя бы с точки зрения законодателя. И в науке, соответственно, рассматриваются вопросы о правовой природе данных объектов, их правовом режиме и т. д., исходя из четкого представления о предмете исследования. Когда же мы говорим об информации, такой определенности нет, в том числе с позиции законодателя. Ведь информация, или так называемая информационная составляющая, присутствует и в литературном произведении, и в ценной бумаге, но при этом не везде она является предметом самостоятельного регулирования со стороны гражданского права. Необходимо определить те отношения, где информация является предметом самостоятельного регулирования и составляет их сущность. В гражданском праве существуют два вида информации: информация, которая представляет собой самостоятельный объект гражданско-правового регулирования, и информация, не обладающая такими признаками (так называемая информационная составляющая, присутствующая в некоторых объектах гражданских прав). Благодаря современным технологиям, новым способам фиксации информации "информационная составляющая" обнаруживает себя в давно существующих и устоявшихся с точки зрения правового регулирования отношениях. Ее наличие зачастую придает новый вид данным отношениям, возникают их новые разновидности и, соответственно, появляются особенности в правовом регулировании. Например, появление и законодательное закрепление таких институтов, как безналичные денежные средства и бездокументарные ценные бумаги. В данных отношениях информация не становится отдельным объектом регулирования, поскольку она не становится сущностью подобных отношений, несмотря на то что данные явления возникли вследствие научно-технического прогресса - современных свойств информации. Так, при передаче прав по "бездокументарной ценной бумаге", технически осуществляемой изменением записи о правообладателе с помощью средств электронно-вычислительной техники, юридическая сущность отношений заключается не в операциях с информацией, составляющей эту запись, а в передаче права. Операции с информацией (замена старой записи на новую) - лишь способ оформления обязательственных отношений, информация в данном случае не является самостоятельным объектом гражданско-правового регулирования, поскольку не составляет сущность рассматриваемых отношений. Можно возразить, что данный "способ" - современные характеристики информации - привел к возникновению и существованию бездокументарных ценных бумаг, у которых совсем иная сущность, нежели у бумажной формы ценных бумаг: по своей сути это уже не ценная бумага, а способ фиксации имущественного права. Но информация здесь лишь выполняет функцию фиксации права, электронная запись (информация) не становится при этом сущностью института бездокументарной ценной бумаги. Естественно, наличие "информационной составляющей" оказывает определенное (и весьма серьезное) воздействие на правовое регулирование, но при этом она становится не сущностью данных отношений, а только новым способом их существования. "Современный высокоразвитый имущественный оборот не отменяет традиционных юридических конструкций и подходов, а лишь при необходимости видоизменяет их, приспосабливая к соответствующим потребностям" <*>. -------------------------------- <*> Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "БЕК", 2000. С. 3.

В связи с изложенным, в частности, нельзя согласиться с мнениями авторов, определяющих безналичные деньги как документированную информацию (информационные ресурсы), безналичный денежный оборот - как оборот документированной информации, а бездокументарные ценные бумаги - как особые информационные ресурсы <*>. -------------------------------- <*> Тараканов С. Информационная природа безналичных денег // Хозяйство и право. 1998. N 9. С. 68 - 72. См. также: Потяркин Д. Безналичные деньги - имущество? // Там же. 1997. N 3.

Таким образом, информация в современных условиях зачастую представляет собой способ оформления, форму существования определенных отношений, создает новые виды этих отношений, влияет на их правовое регулирование, но отнюдь не всегда становится самостоятельным объектом гражданско-правового регулирования. Различные виды информации являются объектом самостоятельного регулирования гражданского права, однако не все из них можно отнести к разновидностям коммерческой информации. Коммерческая информация есть информация, имеющая отношение к предпринимательской деятельности, в силу чего к ней относится любая информация, являющаяся товаром (объектом гражданского оборота), а также корпоративная информация, и не относится информация о гражданах (персональные данные). Коммерческая информация характеризуется тесной связью с имущественными правами. Так, этим качеством право акционера на информацию как коммерческая корпоративная информация отличается от права покупателя на информацию о товаре. Право акционера на информацию имеет иную правовую природу. Информация, которую вправе требовать акционер, имеет значение для его юридических действий, играет первоочередную роль для осуществления корпоративных прав, а соответствующее право на информацию является одним из важнейших правомочий корпоративного права как права имущественного; в то время как информация о товаре как объект регулирования гражданского права имеет более техническое свойство, она необходима для фактических действий правообладателя, нежели для юридических. В связи с особенностями рассматриваемых явлений следует вспомнить теорию организационных правоотношений О. А. Красавчикова, где организационные отношения суть построенные на началах координации или субординации социальные связи, направленные на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников, либо на формирование и развитие социальных образований. В соответствии с предложенной им классификацией гражданских организационно-правовых отношений оба рассматриваемых вида информации есть объект организационно-информационных правоотношений, существующих наряду с организационно-предпосылочными (образующими), организационно-делегирующими и организационно-контрольными отношениями <*>. -------------------------------- <*> Красавчиков О. А. Гражданские организационно-информационные отношения // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989. М.: Статут, 2001. С. 163 - 164.

В настоящее время под выделяемые О. А. Красавчиковым признаки организационного отношения подпадают отношения корпоративные, вследствие чего общие признаки становятся присущими организационно-информационным правоотношениям и правоотношениям корпоративным, возникшим в связи с информацией. Сущность первых сводится к тому, что в силу гражданских прав и обязанностей стороны имущественного правоотношения обязаны обмениваться определенного рода информацией. Данные отношения не являются самоцелью, они обслуживают иные гражданские правоотношения, представляя собой определенное организационно-правовое средство. Реализация организационно-информационного отношения создает условия (возможность) для развития основной связи <*>. Право на корпоративную информацию, в свою очередь, является, с одной стороны, гарантией от нарушения любых иных корпоративных прав, а с другой - необходимым условием осуществления некоторых из них <**>. -------------------------------- <*> Там же. <**> Белов В. А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 823.

Однако корпоративные отношения не имели места в прежних условиях хозяйствования; если какие-то суррогаты и существовали <*>, то носили исключительно организационный характер без какого-либо имущественного содержания. В условиях рыночной экономики, частной собственности и при существующих организационно-правовых формах юридических лиц корпоративные отношения приобрели огромное значение. Эти, безусловно, имущественные в настоящее время отношения играют чрезвычайно важную роль в условиях современного гражданского оборота и как результат - являются объектом пристального внимания науки гражданского права и законодателя (например, вопросы взаимоотношения акционера и акционерного общества в силу своей значимости не перестают быть актуальной проблемой на протяжении длительного времени). -------------------------------- <*> В частности, О. А. Красавчиков указывает на отношения по избранию руководящего органа кооперативной или общественной организации как разновидность организационно-делегирующих отношений (Красавчиков О. А. Гражданские организационно-информационные отношения // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001. С. 164).

Подобному тому как корпоративные отношения выделились в современных условиях из общей массы организационных отношений, большое значение приобрела и корпоративная информация, которая зачастую является краеугольным камнем правового регулирования и едва ли не одним из наиболее важных правомочий участников корпоративных отношений. Именно значение и наиболее тесная связь с имущественным правом выделяют корпоративную информацию среди других видов информации, имеющих "организационную окраску", но носящих, скорее, технический, организационный характер. Кроме того, отношения по поводу корпоративной информации имеют и зачастую рассматриваются как самостоятельные отношения, а "организационно-информационные" отношения - как правило, в качестве одного из элементов имущественного правоотношения. Поэтому корпоративную информацию как один из важнейших объектов имущественного права не следует относить к числу организационно-информационных отношений. Различного рода корпоративная информация является информацией коммерческой. Таким образом, информация как объект регулирования гражданского права делится на две группы: коммерческая информация и информация, не являющаяся коммерческой. К последней группе относится: информация о товаре, информация об использовании предмета договора подряда, информация, предоставляемая экспедитору по договору транспортной экспедиции, информация, предоставляемая вкладчику, об обеспеченности возврата вклада и т. д. <*> Коммерческая информация имеет два вида: информация, которая является объектом оборота (товаром), а также корпоративная информация, объектом гражданского оборота не являющаяся. Напротив, ее несанкционированное разглашение ("передача") за "вознаграждение" рассматривается как правонарушение. -------------------------------- <*> Данные виды информации являются объектами "организационных отношений, направленных на обеспечение нормального функционирования договорных связей контрагентов". Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. С. 9.

Значимость информации в современном обществе возросла во многом благодаря тому, что информация стала выступать в качестве товара. Информация становится наиболее важным, наиболее значимым товаром, поскольку без наличия необходимой информации невозможно развитие высокотехнологичных производств, обеспечивающих жизнедеятельность современного человечества. Преимущественным трудом становится процесс создания и переработки информации. Так, например, в США к нему привлечено уже более 70% дееспособного населения <*>. В связи с этим информацию зачастую называют четвертым основным экономическим ресурсом наравне с природными ресурсами, капиталом и трудом, являющимся при этом необходимым условием их эффективного использования. Именно поэтому необходимым критерием классификации коммерческой информации является ее товарный характер, способность быть объектом гражданского оборота. Данный критерий классификации отвечает требованиям и потребностям гражданского права, помогает решить многие правовые проблемы, ибо отнесение той или иной информации к одной из двух групп определяет особенности их правового режима. -------------------------------- <*> Букреев И. Н. Социальные аспекты информационной безопасности // Информационное общество. 1998. N 1. С. 42.

Таким образом, информацию в гражданском праве можно представить схематично следующим образом:

Информация в гражданском праве

v v Информация как самостоятельный объект Информация как способ оформления гражданско-правового регулирования гражданских правоотношений

v v Коммерческая информация Информация организационного характера

v v Коммерческая Корпоративная информация как информация товар

Объектом гражданского оборота (товаром) являются следующие виды информации: а) информация - сведения, составляющие содержание объектов исключительных прав; б) ноу-хау; в) общедоступная информация. Самой широкой категорией в данной классификации являются объекты исключительных прав. Объекты исключительных прав (интеллектуальной собственности) имеют идеальную природу <*>; представляют собой выраженный в определенной форме, соответствующий условиям охраноспособности и регулируемый соответствующими институтами гражданского права продукт, содержание которого состоит из сведений, информации. Информация имеет идеальную природу. С этой точки зрения информация - более широкое понятие, нежели результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые институтом исключительных прав <**>. Последние представляют собой нематериальные, идеальные объекты, являющиеся предметом экономического оборота и отвечающие определенным, указанным в законе, признакам. Данная группа нематериальных благ первой из нематериальных явлений окружающей действительности вошла в экономический оборот и стала объектом регулирования гражданского права (в отличие от остальных разновидностей идеальных объектов, относительно недавно вошедших в сферу действия частного права). -------------------------------- <*> Гражданское право: В 4 т. Т. 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 263. (Автор главы - И. А. Зенин.) <**> См., напр.: Гражданское право: Учебник. Часть I. Издание третье, переработанное и дополненное / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 1999. С. 226 - 227.

Относительно данной классификации можно возразить, что недопустимо называть информацию более общей категорией для объектов исключительных прав, ибо рассматриваемые явления представляют собой различные, непересекающиеся между собой, объекты гражданско-правового регулирования. Однако, исходя из рассмотренного определения информации, из качественных и внешних (социальных) свойств, вывод об информации как о родовой категории вытекает с необходимостью. Кроме того, на конкретных примерах становится очевидным, что данные явления не являются двумя столь самостоятельными объектами. Так, информация, составляющая содержание ноу-хау, и "продукт", составляющий содержание изобретения <*>, крайне схожи между собой в сущности. Оба явления представляют собой нематериальный объект, использование которого делает производство более эффективным. У данных явлений различный правовой режим, однако с точки зрения сущности данные явления однопорядковые. Более того, общеизвестно, что патентоспособный объект может содержаться в режиме ноу-хау. Как отмечается в юридической литературе, патентоспособные изобретения нередко переходят в разряд ноу-хау, причем одни из наиболее ценных таких изобретений <**>. Это означает, что в зависимости от воли субъекта объект, который мог бы стать объектом исключительного права, им не становится или же становится много позже после изобретения, при этом сущность данного объекта не изменяется. Существуют примеры и обратного перехода одной и той же информации из разряда объектов исключительных прав в разряд явления, которое традиционно называется "информация". Так, объект исключительного права после истечения срока охраны перестает быть объектом исключительного права и переходит в разряд общедоступной информации ("общественного достояния"), которая может быть использована любым субъектом по его личному усмотрению. -------------------------------- <*> Данный "продукт" суть сведения. <**> Гражданское право: В 4 т. Т. 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 392. (Автор главы - И. А. Зенин.)

Таким образом, не представляется возможным разведение таких родственных категорий. Данные явления обладают общей природой, сущностью, характеризуются одним общим понятием - информация. При этом право придает отдельным разновидностям отдельное особое значение, выделяя особую подотрасль гражданского права для определенных идеальных объектов. Приведенные рассуждения ни в коей мере не оспаривают сложившегося деления и классификации гражданско-правовых институтов, не призывают к необходимости какого-либо особого регулирования устоявшихся с точки зрения законодательного регулирования объектов, совсем наоборот. В настоящее время существует обширный сегмент права с большой законодательной и теоретической историей, регулирующий такую разновидность абсолютного права, как исключительные права. В рамках данной подотрасли гражданского права существуют определенные проблемы, заключающиеся в первую очередь в отсутствии должного законодательного регулирования: отсутствии современной кодификации общей части исключительных прав и т. д. Несмотря на это, исключительное право представляет собой цельную систему, которую нецелесообразно подробно рассматривать в рамках исследований другого предмета, выходящего за рамки данной подотрасли гражданского права. Цель рассматриваемой классификации, основанной на сущности явлений, - помочь в определении места остальных видов коммерческой информации, находящихся в одной системе координат; помочь в определении их правового режима, путем проведения параллелей или изучения различий, сравнений. Общедоступная информация также представляет собой разновидность информации, которая может выступать в качестве товара. Применительно к общедоступной информации действует принцип свободного доступа. Однако фактические трудности по получению необходимых сведений, с одной стороны, и комфортность доступа - с другой, вызывают к жизни договор об оказании информационных услуг по предоставлению общедоступной информации. В настоящее время существуют специализированные организации, "торгующие" общедоступной информацией, в том числе посредством сети Интернет, своевременный сбор и оценка которой зачастую необходимы для успешного ведения дел. Ноу-хау (секрет производства, технологии) в современных экономических отношениях является одним из важнейших товаров. В последние годы объем ноу-хау в коммерческом обороте постоянно растет <*>, примером тому, в частности, может служить постоянно увеличивающаяся доля венчурных проектов на отечественном рынке. Соответствующее внимание данному институту гражданского права отводится и в зарубежной юридической литературе. Так, американские учебники по исключительным правам начинаются с раздела о ноу-хау (trade secrets), который занимает немалую часть курса <**>. -------------------------------- <*> Там же. (Автор главы - И. А. Зенин.) <**> Robert P. Merges, Peter S. Menell, Mark A. Lemley Intellectual Property in the New Technological Age (2003). P. 27 - 105.

Коммерческая информация, не обладающая свойствами товара (корпоративная информация), подразделяется на два вида: а) корпоративная информация, содержащаяся в тайне (деловая тайна); б) корпоративная информация открытого доступа. Деловая тайна (корпоративная информация, содержащаяся в тайне) - это непатентоспособная информация административного, коммерческого, финансового, правового и тому подобного характера. Деловая тайна в отличие от ноу-хау не является товаром и передается правообладателем другим субъектам гражданского права лишь в исключительных случаях: при реорганизации или по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Деловая тайна, как и корпоративная информация открытого доступа, представляет собой объект корпоративных прав. В свою очередь, к корпоративной информации открытого доступа относится коммерческая информация в корпоративных отношениях, не содержащаяся в тайне. Например, информация о деятельности акционерного общества, для которой установлено требование обязательного раскрытия <*>, информация о деятельности общества с ограниченной ответственностью, подлежащая опубликованию в соответствии с требованием о публичной отчетности общества в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг <**> и т. д. -------------------------------- <*> Статья 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Российская газета. 1995. 29 дек. <**> Статья 49 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета. 17 февр.

Категория "информация" нуждается в дальнейшем осмыслении в системе гражданско-правовых координат, в выявлении тех содержательных аспектов, которые представляют интерес для права и гражданско-правового регулирования. В целом же необходимо отметить, что информация является сложным, но вместе с тем весьма научно-привлекательным явлением современной действительности, подлежащим дальнейшему изучению.

Название документа