Организация несвоевременно представила в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР. Также организация направила в территориальный орган ПФР письменное заявление с просьбой учесть, что нарушение было допущено организацией впервые, и расценить данное обстоятельство как смягчающее. Также организация попросила не применять к ней каких-либо мер ответственности

Вправе или обязан территориальный орган ПФР оценивать доводы организации о наличии (или отсутствии) смягчающих обстоятельств при решении вопроса о привлечении к ответственности?

Ответ: Законодательство РФ прямо не обязывает территориальные органы ПФР оценивать доводы организации, представившей несвоевременно в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР (утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п), о наличии (или отсутствии) смягчающих обстоятельств, в частности, совершение нарушения впервые. Однако игнорировать решение вопроса о наличии (или отсутствии) смягчающих обстоятельств контролирующие органы, на наш взгляд, не должны.

Полагаем, что если заявление организации будет проигнорировано, то у организации есть шанс добиться учета смягчающих обстоятельств в судебном порядке. Судебная практика подтверждает, что совершение правонарушения впервые может быть признано смягчающим обстоятельством.

Обоснование: За непредставление организацией в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусмотрена ответственность в виде штрафа.

В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ.

Согласно ч. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

При этом законодательство РФ прямо не предусматривает, что впервые совершенное нарушение срока представления отчетности является смягчающим обстоятельством. Поэтому не исключено, что территориальный орган ПФР не расценит это как смягчающее обстоятельство.

Также заметим, что порядок учета смягчающих обстоятельств законодательством РФ не определен. Однако это, на наш взгляд, не запрещает плательщикам страховых взносов обращаться в территориальные органы ПФР с просьбами о том, чтобы те или иные обстоятельства были расценены как смягчающие. Однако в законодательстве РФ также не сказано, что органы контроля обязаны оценивать доводы плательщиков страховых взносов о том, почему те или иные обстоятельства следует признать смягчающими.

Предлагаем учитывать, что в ч. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ приведен перечень обстоятельств, признаваемых смягчающими. Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, могут признаваться иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. Таким образом, территориальный орган ПФР, в принципе, может расценить тот факт, что нарушение совершено впервые, как смягчающее обстоятельство.

Более того, по мнению некоторых судей, совершение правонарушения впервые может быть признано смягчающим обстоятельством (см., например, Определения ВАС РФ от 15.05.2013 N ВАС-5383/13 по делу N А75-3172/2012, от 23.03.2012 N ВАС-3117/12 по делу N А49-638/2011, Постановление ФАС Московского округа от 04.12.2012 по делу N А40-62286/12-90-351).

Если же территориальный орган ПФР посчитает, что совершение нарушения впервые действительно является смягчающим обстоятельством, то территориальный орган ПФР обязан (а не вправе) учесть его при привлечении к ответственности. Так, например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 06.09.2012 по делу N А12-82/2012 замечено, что ст. 44 Закона N 212-ФЗ предписывает при вынесении решения уполномоченным органом учитывать наличие смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств.

Однако полагаем, что, если территориальный орган ПФР проигнорирует заявление организации, сославшись на то, что законодательство РФ не предусматривает порядка учета смягчающих обстоятельств, такие действия организация сможет обжаловать, например, в суде. Некоторые судьи полагают, что контролирующие органы должны учитывать смягчающие обстоятельства (например, Постановления ФАС Московского округа от 25.10.2013 по делу N А40-150018/12-107-651, от 07.10.2013 по делу N А40-150053/12-91-662). Смягчающие обстоятельства должны выявляться территориальным органом ПФР в ходе проверки (например, Постановление ФАС Центрального округа от 18.04.2012 по делу N А48-2615/2011). Решение о привлечении к ответственности, принятое без учета смягчающих обстоятельств, суды могут признать недействительным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2013 по делу N А56-23411/2012).

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

01.04.2014