Какие последствия для организации влечет непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда?
Ответ: За непроведение аттестации рабочих мест организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С 01.01.2012 для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация обязана представлять в ФСС РФ в том числе сведения о результатах проведения аттестации рабочих мест и о проведенных обязательных медосмотрах.
Обоснование: Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
При этом работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ).
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (зарегистрирован Минюстом России 09.06.2011, регистрационный N 20963) (далее - Порядок), введен в действие с 01.09.2011.
Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (аттестующие организации), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка).
Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящего Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации) (п. 53 Порядка).
За нарушение законодательства о труде и охране труда (в том числе и за непроведение аттестации рабочих мест) работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ, вправе:
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
2) главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
3) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
4) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
5) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
6) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
7) главные государственные инспектора труда;
8) старшие государственные инспектора труда;
9) государственные инспектора труда.
В случае если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, передает его на рассмотрение судье, данное дело рассматривается судьями (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Аттестация рабочих мест проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 2 Порядка).
Результаты аттестации используются в том числе в целях:
- разработки мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Порядка).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации:
- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
С 01.01.2012 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Изменения внесены Федеральным законом от 06.11.2011 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Страхователь обязан сообщать в ФСС РФ в том числе сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных (предварительных и периодических) медосмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).
Порядок предоставления таких сведений утверждается Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
Во исполнение Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 N 652, ФСС РФ Постановлением от 22.03.2002 N 32 утвердил Порядок представления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Порядок представления сведений), согласованный с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка представления сведений (в ред. Постановления ФСС РФ от 01.11.2011 N 223) для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь в срок до 15 мая текущего года представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации полный комплект следующих документов:
- заявление об установлении скидки;
- сведения о прохождении работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), составленные в соответствии с Приложениями N N 6, 9 к Порядку.
Также уточнен п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, которым регулируется порядок расчета страховых взносов на травматизм.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой ФСС РФ.
С 01.01.2012 размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Таким образом, порядком расчета скидок и надбавок к тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусматривается аттестация рабочих мест.
В. И.Суколенова
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
31.01.2012