Необходимо ли было начислять в 2010 г. страховые взносы на компенсацию за неиспользованный отпуск свыше 28 дней?

Ответ: Компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, превышающий 28 дней, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей и поэтому в 2010 г. не включается в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) .

Обоснование: В соответствии с пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) не подлежали обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 126 Трудового кодекса РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

При этом не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренная ч. 1 ст. 126 ТК РФ, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, поэтому не подлежит включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога и в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 2590/09). Несмотря на то что вывод касается ЕСН, тем не менее квалификация такого вида выплат, данная судом, полностью применима к норме пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011).

Минздравсоцразвития России в Письме от 19.05.2010 N 1239-19 разъяснило, что компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Законом N 212-ФЗ, поскольку предусмотрена трудовым законодательством и выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). В связи с этим до внесения поправки в норму пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (пп. "а" п. 3 ст. 1, ст. 4 Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), согласно которой из необлагаемых выплат были исключены компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников, позиция Минздравсоцразвития России, изложенная в Письме от 19.05.2010 N 1239-19, оставалась актуальной. А поскольку данные изменения не могут затрагивать 2010 г., оснований пересчитывать взносы и начислять пени за этот период не имеется.

В данном случае обоснованно учитывать, что в силу ч. 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 Минздравсоцразвития России уполномочено издавать официальные разъяснения по единообразному применению положений Закона N 212-ФЗ. А на основании ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения, а также позволяет избежать начисления пени на сумму недоимки.

О. Б.Смирнова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

31.01.2012