ОАО утверждено и согласовано геологическое задание на проведение разведочных работ на участке на основании лицензии. Основанием выдачи геологического задания послужили определение с достаточной достоверностью промышленной ценности разведываемого объекта и получение исходных данных, необходимых для принятия решения о вовлечении запасов угольных пластов в отработку

На основании данного задания институтом разработан проект разведочных работ на участке недр. В проекте принято решение на участке первоочередной отработки лицензионного участка провести разведочные горные выработки, которые впоследствии будут использоваться при отработке запасов.

Пунктом 1 ст. 261 НК РФ в целях налогообложения прибыли установлены особенности определения расходов на освоение природных ресурсов. К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся расходы на разведку полезных ископаемых, осуществляемую на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов (абз. 3 п. 1 ст. 261 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 261 НК РФ указанные расходы включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев.

При этом согласно абз. 1 п. 4 ст. 325 НК РФ в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (горные выработки), указанные расходы учитываются по каждому создаваемому объекту основных средств. Данные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным гл. 25 НК РФ.

Как следствие, одна норма (абз. 3 п. 2 ст. 261 НК РФ) указывает, что расходы ОАО в части геолого-разведочных работ включаются в состав прочих расходов в течение 12 месяцев. При этом другая норма (п. 4 ст. 325 НК РФ) указывает, что расходы в части геолого-разведочных работ учитываются посредством начисления амортизации.

На основании вышеизложенного и в силу разъяснений ВАС РФ, изложенных в Постановлении от 23.11.2010 N 6029/10 и Определении от 17.08.2011 N ВАС-7669/11, вправе ли ОАО в целях исчисления налога на прибыль при выборе метода учета расходов на освоение природных ресурсов применить положения п. 4 ст. 252 НК РФ и, как следствие, самостоятельно определить, к какой именно группе относить данные затраты?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 января 2012 г. N 03-03-06/1/44

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания расходов на освоение природных ресурсов и сообщает следующее.

Статьей 261 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли установлены особенности определения расходов на освоение природных ресурсов.

К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов.

В соответствии с п. 2 ст. 261 Кодекса указанные расходы учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 Кодекса, и включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев.

Вместе с тем согласно положениям п. 4 ст. 325 Кодекса в случае, если расходы налогоплательщика, осуществленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются по каждому создаваемому объекту основных средств. Данные объекты основных средств амортизируются в соответствии с порядком, установленным гл. 25 Кодекса.

Расходы на строительство временных сооружений (в том числе временных подъездных путей и дорог; площадок, сооружений для хранения плодородного слоя почвы, добываемых пород, отходов; временных сооружений для проживания участников геолого-разведочных работ и иных подобных объектов) включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по их созданию на основании актов выполненных работ.

В соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Согласно п. 5 ст. 270 Кодекса расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при налогообложении налогом на прибыль.

Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 325 Кодекса при проведении разведочных работ на участке недр в составе прочих расходов могут быть единовременно учтены расходы на строительство временных сооружений, которые для целей налогообложения не признаются амортизируемым имуществом, то есть создаваемых на срок, не превышающий 12 месяцев, и (или) первоначальной стоимостью не более 40 000 руб.

Указанные в абз. 3 п. 1 ст. 261 Кодекса расходы следует учитывать в первоначальной стоимости строящегося объекта основных средств и амортизировать в предусмотренном гл. 25 Кодекса порядке в случае, если:

- данные расходы непосредственно связаны со строительством объектов основных средств и

- указанные объекты основных средств в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважины).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

31.01.2012