Российская организация (арендатор) арендует у иностранной организации (арендодателя) оборудование, используемое на территории РФ. Арендодатель не имеет постоянного представительства в РФ и не состоит на учете в налоговом органе РФ. Арендатор удерживает из перечисляемой арендодателю арендной платы и уплачивает в бюджет РФ НДС и налог на прибыль с дохода иностранной организации от источника в РФ (с учетом норм международных договоров об избежании двойного налогообложения). Затем арендодатель открывает постоянное представительство в РФ, начинает осуществлять деятельность через него и встает на учет в налоговом органе РФ. При этом оборудование не передается головным офисом арендодателя постоянному представительству в РФ, никаких изменений в договор аренды оборудования не вносится и аренда продолжает осуществляться через головной офис арендодателя, а не через его постоянное представительство в РФ. Обязан ли арендатор с момента открытия арендодателем постоянного представительства в РФ и постановки на налоговый учет в РФ продолжать удерживать и уплачивать в бюджет РФ НДС и налог на прибыль с дохода арендодателя или же начиная с этого момента арендодатель обязан самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет РФ НДС и налог на прибыль с дохода от сдачи оборудования в аренду?

Ответ: Если российская организация (арендатор) арендует у иностранной организации (арендодателя), которая не имеет постоянного представительства в РФ и не состоит на учете в налоговом органе РФ, оборудование, используемое на территории РФ, то российская организация (арендатор) обязана удержать из перечисляемой иностранной организации (арендодателю) арендной платы и уплатить в бюджет РФ НДС и налог на прибыль с дохода иностранной организации от источника в РФ (с учетом норм международных договоров об избежании двойного налогообложения). Если иностранная организация (арендодатель) открывает постоянное представительство в РФ и встает на учет в налоговом органе РФ, но оборудование не передается головным офисом иностранной организации постоянному представительству в РФ, никаких изменений в договор аренды оборудования не вносится и аренда продолжает осуществляться через головной офис иностранной организации (арендодателя), а не через его постоянное представительство в РФ, то, по нашему мнению, с этого момента иностранная организация (арендодатель) обязана самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет РФ НДС с получаемой арендной платы, но российская организация (арендатор) обязана продолжать удерживать и уплачивать в бюджет РФ налог на прибыль с дохода, выплачиваемого иностранной организации (арендодателю).

Обоснование: Налог на добавленную стоимость

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается территория РФ, если покупатель этих услуг (арендатор) осуществляет деятельность на территории РФ.

Местом осуществления деятельности покупателя-организации считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство).

В рассматриваемой ситуации организация-покупатель (арендатор) фактически присутствует на территории РФ на основе государственной регистрации. Следовательно, местом реализации услуг иностранной организации - арендодателя по сдаче оборудования в аренду российскому арендатору является территория РФ.

Таким образом, сдача оборудования в аренду иностранной организацией (арендодателем), не осуществляющей деятельность на территории РФ и не зарегистрированной в РФ, российской организации (арендатору), фактически присутствующей на территории РФ на основе государственной регистрации, подлежит обложению российским НДС.

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ с учетом гл. 21 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 161 НК РФ налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

На основании приведенных норм можно сделать вывод, что в период, когда арендодатель не состоит на учете в налоговых органах РФ, арендатор обязан в качестве налогового агента удерживать из выплачиваемого арендодателю дохода НДС и уплачивать его в бюджет РФ. С момента постановки иностранной организации на налоговый учет в РФ, по нашему мнению, обязанности налогового агента по НДС у арендатора прекращаются, а у арендодателя возникают обязанности по самостоятельному исчислению и уплате НДС в бюджет РФ независимо от того, что оборудование не передается головным офисом арендодателя постоянному представительству в РФ, никаких изменений в договор аренды оборудования не вносится и аренда продолжает осуществляться через головной офис арендодателя, а не через его постоянное представительство в РФ, так как определяющим фактором является постановка арендодателя на учет в налоговых органах РФ.

Налог на прибыль организаций

В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную, в частности, с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 307 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, признаются в том числе доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов; другие доходы от источников в РФ, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству, включая доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ.

Иностранные организации, осуществляющие в РФ деятельность через постоянное представительство, на основании п. 8 ст. 307 НК РФ уплачивают авансовые платежи и налог на прибыль в порядке, предусмотренном ст. ст. 286 и 287 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В силу п. 4 ст. 286 НК РФ, если налогоплательщиком налога на прибыль является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога на прибыль, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

В рассматриваемой ситуации до момента открытия арендодателем постоянного представительства в РФ и начала осуществления деятельности через него арендатор, руководствуясь п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 309 НК РФ, обязан удерживать и уплачивать в бюджет РФ налог на прибыль с выплачиваемого арендодателю дохода (с учетом норм международных договоров об избежании двойного налогообложения).

С момента открытия арендодателем постоянного представительства в РФ и постановки на налоговый учет в РФ арендодатель продолжает получать через головной офис (а не через постоянное представительство) доход от сдачи в аренду оборудования головного офиса (а не оборудования постоянного представительства), относящийся к головному офису (а не к постоянному представительству), так как оборудование не передается головным офисом арендодателя постоянному представительству в РФ, никаких изменений в договор аренды оборудования не вносится и аренда продолжает осуществляться через головной офис арендодателя, а не через его постоянное представительство в РФ. Поэтому, по нашему мнению, арендатор обязан продолжать удерживать и уплачивать в бюджет РФ налог на прибыль с дохода, выплачиваемого арендодателю, а у арендодателя не возникает обязанности самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет налог на прибыль.

С. М.Лазутин

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

30.01.2012