ОАО-1 является правопреемником ОАО-2, реорганизованного в 2008 г. путем выделения нескольких обществ и последующего присоединения к ОАО-1. В результате реорганизации бывшие акционеры ОАО-2 получили в обмен на акции ОАО-2 акции 23 компаний, в связи с чем возникают многочисленные вопросы при оформлении свидетельств о праве на наследство

В частности, в ОАО-1 поступают обращения с вопросами об определении стоимости обыкновенных акций с целью исчисления и уплаты госпошлины при вступлении в права наследства. Для определения стоимости акций указанных выше компаний, оформляемых в наследство, нотариусы направляют наследников акционеров к независимым оценщикам. В отдельных случаях стоимость услуг независимого оценщика в несколько раз превосходит стоимость наследуемых акций.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ по выбору плательщика для исчисления госпошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В соответствии с Письмом Минфина России от 15.09.2010 N 03-05-06-03/106 для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги, в том числе акции, должна применяться рыночная стоимость.

В соответствии с п. 4 ст. 212 НК РФ рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из их рыночной цены с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено настоящей статьей.

Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены установлен Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н. Согласно данному Приказу, когда порядок определения рыночной цены ценной бумаги, обращающейся на ОРЦБ, не предусмотрен ст. ст. 212 и 214.1 НК РФ, такая рыночная цена определяется как средневзвешенная цена, рассчитываемая российским организатором торговли на рынке ценных бумаг (фондовой биржей) по итогам каждого торгового дня.

Акции ОАО-1, а также большинства других компаний, созданных в результате реформирования ОАО-2, обращаются на российской фондовой бирже.

Могут ли нотариусы при исчислении госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по акциям, обращающимся на ОРЦБ, использовать данные о рыночной стоимости акций, предоставленные биржей или эмитентом данных акций?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 января 2012 г. N 03-05-05-03/02

В связи с письмом по вопросу исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги, в том числе и акции, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

На основании пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса стоимость ценных бумаг определяется специалистами-оценщиками.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Учитывая, что положениями ст. 333.25 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса не установлены вид стоимости и порядок определения объекта оценки (ценных бумаг), то для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги, в том числе акции, должна применяться рыночная стоимость, определяемая специалистами-оценщиками в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ.

Нормы ст. ст. 212 и 214.1 Кодекса касаются исчисления рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для определения налоговой базы для исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами, а также налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды и не распространяются на положения пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

27.01.2012