В хозяйственном ведении ФГУП находится общежитие, расположенное на территории города областного значения и являющееся федеральной собственностью, однако оно не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов РФ. Может ли общежитие быть передано в муниципальную собственность, если согласие либо инициатива органов местного самоуправления на передачу указанного общежития в муниципальную собственность отсутствует?
Ответ: Общежитие в рассматриваемом случае может быть передано в муниципальную собственность независимо от волеизъявления органов местного самоуправления в силу прямого указания закона.
Обоснование: Из ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 18.07.2011) следует, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
Из Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П следует, что положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Минэкономразвития России в Письме от 25.05.2010 N Д23-1917 отмечает, что по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Однако необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, в том числе жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
Указанная позиция содержится в Определении ВАС РФ от 10.12.2010 N ВАС-16154/10 по делу N А10-6283/2009, Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2008 N Ф03-А73/08-1/2357 по делу N А73-12573/2007-29, ФАС Центрального округа от 13.07.2011 по делу N А14-10787/2010/323/5.
Из п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15 следует, что объекты, указанные в Приложении 3 к Постановлению ВС РФ N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Таким образом, поскольку общежитие в данном случае не является имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов РФ, оно может быть передано в муниципальную собственность независимо от волеизъявления органа местного самоуправления в силу прямого указания закона.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
26.01.2012