Организация экспортирует в Казахстан продукцию. В товарных накладных налоговая инспекция, в целях подтверждения правомерности применения ставки НДС 0%, требует отметки таможенных органов Казахстана, ссылаясь на пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ. Но таможенный орган Казахстана эту отметку не ставит, мотивируя свои действия тем, что товарные накладные не относятся к документам Таможенного союза. Правомерно ли требование налоговых органов?

Ответ: При экспорте товаров в Казахстан в целях подтверждения правомерности применения ставки НДС 0% представления товарных накладных с отметками таможенных органов Казахстана не требуется.

Обоснование: Перечень документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза при экспорте товаров в Таможенном союзе, установлен п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

Поскольку в данном перечне прямо не указано на необходимость представления документов с отметками таможенных органов, то можно предположить, что налоговый орган в описанной ситуации руководствуется нормой пп. 5 п. 2 ст. 1 Протокола, где говорится об иных документах, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренных законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

В связи с этим относительно применения пп. 4 п. 4 ст. 165 Налогового кодекса РФ отметим, что в нем речь идет о подтверждении ставки 0% в отношении работ (услуг), но не о реализации товаров в режиме экспорта. То есть в рассматриваемом случае данная норма не может применяться.

Можно предположить, что имеется в виду положение абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ, согласно которому при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу РФ с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

В приведенной норме проставление отметок подразумевается таможенным органом РФ, но не Казахстана. Об этом свидетельствует и содержание Приказа ФТС России от 18.12.2006 N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)". Причем в данном случае говорится об отметках, разрешающих вывоз, но не о подтверждении фактического вывоза товаров из РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 21.10.2003 N КА-А40/8176-03).

Кроме того, в рассматриваемом случае норма абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ не подлежит применению, поскольку в ней речь идет о таможенной процедуре экспорта, которая, согласно ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза, предполагает вывоз товаров за пределы территории Таможенного союза. Таможенную процедуру не следует отождествлять с понятием "экспорт", используемым в целях взимания НДС при перемещении (вывозе) товаров через внутренние границы государств - членов Таможенного союза (ст. 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе").

Таким образом, считаем, что норма абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ в данном случае не подлежит применению.

Вместе с тем пп. 4 п. 2 ст. 1 Протокола предусмотрено, что для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза.

Исходя из содержания приведенной нормы фактический вывоз (экспорт) товаров из России в Казахстан подтверждается транспортными (товаросопроводительными) документами, перечень которых приведен в Письме Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460. При этом речь идет именно о транспортных документах, но не о товарных накладных, поскольку последние сами по себе перемещение товаров (перевозку) подтверждать не могут.

Наличие в указанных документах отметок таможенных органов для целей применения ставки НДС 0% Протоколом также не предусмотрено. Об этом сказано в п. 5 Письма Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-08/296.

На основании вышеизложенного считаем, что требования налогового органа о представлении товарных накладных с отметками таможенного органа Казахстана для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров из России в Казахстан не основаны на нормах действующего законодательства, а значит, являются неправомерными.

В связи с этим напоминаем о том, что организация вправе обжаловать акты и действия (или бездействие) налогового органа или должностного лица, нарушающие ее права, в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

О. Ю.Поздеев

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

26.01.2012